ПОСВЯЩЕНИЕ ЗНАКОМОМУ МУЗЫКАНТУ
Песню о том, что «просто странно иногда как меняют нас года», также можно отнести к той огромной метаморфозе, которую претерпело наше общество со времен брежневского «застоя» (вкупе с горбачевской «перестройкой») и до нынешнего путинско-медведевского капитализма. И если под «знакомым музыкантом» взять да и понять весь народ тогдашнего СССР, или даже все народы стран т.н. «социалистического лагеря», то можно лишь удивиться, до чего точно «поставлен диагноз». Странные слова, не правда ли? Скромная песенка - просто про то, что искусство не сводится к деньгам, а из нее пытаются сделать какое-то пророчество! Макаревич, например, рассказал, когда его спросили об истории этой песни, что написал он ее после того, как в результате ссоры и разногласий с ним группу покинул Сергей Кавагое - его старый друг. Вот и все. И чего тут еще мудрить? Но искусство на то и искусство, чтобы будить в людях ассоциации, и чем больше этих ассоциаций (и их последовательностей) вызывает оно в различных сознаниях, а также чем шире и глубже они – тем лучше. Тем результативнее, тем интереснее. Конечно, «Посвящение знакомому музыканту» - вещь, прежде всего, о музыкантах. О тех, кто не соблазнился на «блага тленные» и кто – соблазнился. Кто остался верен самому себе, не считаясь ни с какими деньгами, а кто – купился. Кто развратился, а кто нет. Но она, одновременно, и о любом из нас, ведь каждый человек – своего рода «музыкант». Как и общество в целом. Так вот, когда мы жили еще в СССР, мы «всех любили» и «денег не считали». В частности, страна наша бескорыстно оказывала немалую «братскую помощь» (впрочем, почему в кавычках?- без!) различным малоразвитым странам, а Россия – братским республикам (за что ее ныне костерят почем зря новоявленные «демократы»). Да и сами советские люди скорее «просто работали», чем «зарабатывали». А лучшие еще и верили при этом, что «строят светлое будущее человечества – коммунизм». Есть такая притча: Великий Мудрый пожелал найти себе ученика среди простых людей. Зная, что на горе возводится Храм, Он подошел к рабочим и стал их спрашивать, что они делают? «Что, не видишь, - сказал один, - камни таскаем». Другой сказал: «Лично я деньги зарабатываю». Третий ответил: «Рабы – вкалываем за бесценок». Но нашелся один, который сказал: «Храм строим! Во славу Божию и на радость людям» - он и стал учеником Мудрого. В те годы весь наш народ в какой-то степени напоминал такого ученика. Жили все скромно, но в разумном достатке (по крайней мере, при Брежневе). Трудились на «общий котел», и из него же сполна черпали для себя социальных благ. Ибо (повторюсь) учились и лечились бесплатно, летом ездили на море – купаться и отдыхать, путевки в санатории получали от профсоюза, ходили в театры и на концерты... А еще каждый твердо знал, что уж работать-то ему всегда найдется где. И начальство, хоть и жило «для себя», людей тоже не забывало – с бедой, по меньшей мере, даже самого последнего никто не оставлял один на один. А что сейчас? Сейчас – полностью противоположная картина! Идеализировать, конечно, никто ту жизнь не собирается. Были «перекосы», порой – очень болезненные, были даже преступления против человечности, и особенно – против свободы мысли и творчества. Но это были ошибки, а не пороки, как теперь. И вот, «просто странно иногда как меняют нас года», в 90-е мы вдруг враз из социалистов-общинников превратились в капиталистов-собственников. И тот, кто раньше «всех любил, когда играл» стал теперь любить, в основном, за деньги. Чем больше заплатят – тем больше улыбок. Стал тем, кто «не дает, а продает – и тем живет». Утеряв благородство духа, взамен приобрел, разве что, умение «не быть лохом». «И я спокоен лишь за то, что впредь не сможет обмануть тебя никто», - иронически и с сожалением поет об этом А.Макаревич. Правда, вместо слова «впредь» он поет здесь просто «щас», что, очевидно, означает «сейчас». И надо честно заметить, что таким косноязычием, увы, до сих пор грешат некоторые тексты «Машины Времени», хотя, с другой стороны, все это – неважно. Ведь исправить такого рода орфографические ляпсусы – дело нескольких минут (например, вместо строчки «Что щас не сможет обмануть тебя никто» можно спеть «Что обмануть тебя не сможет уж никто» - и смысл полностью сохранился, и литературная грязь устранена). Но вот создать песню, точно «бьющую в цель» - несоизмеримо более сложная задача, и за это надо уважать, а не придираться. Однако, в советские годы литчиновники от КПСС придирались именно к подобным мелочам, дабы не дать ходу «Машине» А.Макаревича – за что он и возненавидел их до такой степени, что, похоже, и посейчас остыть не может. Не дать себя обмануть – это, конечно, правильно. Хотя «чисто не там, где подметают, а там, где не сорят». Хуже, и много хуже, другое: когда человек настолько уже переродился нравственно, что теперь он «всегда готов к тому, что лучше это сделать самому». Новая Библия говорит: «Лучше быть обманутым, нежели обманывать самому». «Пойду на базар, - также Сказано там, - Не обманет ли меня кто? Обманывающий не знает, что он дает мне пропуск на лучший берег Стикса». В советские времена кое-кто из простых людей действительно оказывался таким обманутым: например, должны в порядке очереди дать квартиру простому рабочему, уже много лет честно работающему на данном предприятии, но в последний момент появляется некий «молодой специалист» - протеже какой-нибудь высокопоставленной партшишки – и... Рабочего вежливо отодвигают в сторону, а предназначенную ему квартиру отдают этому «блатному». Такое пережил, например, мой отец. Или – другой случай: существует комсомольская организация, а в ней человек – образованный и о котором можно сказать, что «служить бы рад...». И вот его хотят поставить секретарем. Все как будто бы так, как надо. Но этот человек пока работает на простой должности, а тут появляется «с высшим образованием», хотя и без году неделя в коллективе... И что? Правильно: решением местного бюро КПСС комсомольцам «настоятельно рекомендовано» выбрать именно его. Что они послушно и делают. А это пережил я сам. Впрочем, бывало и похуже... И все же, лучше быть обманутым, чем обманщиком. И лучше стать жертвой подлеца, чем самому – подлецом. Хотя, конечно, самое лучшее – это избежать и того, и другого. Но мы, учредив теперь в стране капитализм, именно этого и не избежали – страна наводнилась аферистами. Чего только нет! Преступления такие, что глаза лезут на лоб! Где уж бывшим скромным советским партаппаратчикам до такого «размаха»! Что же до обывателей, то они тоже «переориентировались». По природе своей – стадо баранов, бредущее туда, в какую сторону щелкают бичом, раньше их хотя и гнали в гору, но зато в более-менее верном направлении. И они брели, мало-помалу прогрессируя в духовном плане и постепенно расширяя свое узкое сознание. Теперь же стадо это развернуто в противоположную сторону, и, одурев от свалившейся «свободы» бежать «по наклонной вниз», бекая и мекая, они несутся к пропасти. Обкуриваются. Спиваются. Воруют. Кайфуют. Продаются. Зверствуют. Блудят. И думают при этом, что все дозволено... Но Карма не дремлет, и пылающий меч ее, нет – нож (меча они не достойны), увы, уже занесен над их тупыми головами. Грозное время, великое время! Но – только не для нынешних наших граждан. Рядовой российский торгаш ныне этого не чувствует. Он очень рад, что ему дали, наконец, возможность свободно спекулировать, так что «теперь он знает, что почем, и не жалеет ни о чем». Вот только хочется спросить его: Но где твой дом? И если твой погас камин, И нет огня – остался дым, Что делать с ним? Огонь духа погас в таких душах. А страсти – они действительно, лишь дымят и чадят (и на тонких, энергетических, планах это, между прочим, видно воочию). И еще: Говорят, что ты, мол, с той поры Весьма повысил качество игры. Только что ни говори, а мастерством Не скроешь пустоты внутри. Вот именно: ни сверхмощными авто или компьютерами, ни мобильными телефонами, ни ЖК-телевизорами, ни чем-либо еще из тех «достижений цивилизации», которыми так гордится современный капитализм, не заполнить... – пустоты внутри. Духовной пустоты.
|