СНЕГ На первый взгляд и впрямь «крайне безобидная» (как выразился Петр Подгородецкий в своей книжке «Машина с евреями») песня «Снег» на самом деле полна самого глубокого смысла. Это еще одна философская баллада А.Макаревича, которая таким недалеким умам, как «великий клавишник Подгородецкий», кажется просто «нудятиной», но зато других, более утонченных и культурных людей (как другой мемуарист «Машины» Макс Капитановский) в очередной раз заставляет восхищенно удивляться, как это он – А.Макаревич – «ухитряется укладывать объемную, насыщенную образами мысль в одно короткое четверостишие». О чем же написал Андрей Макаревич, а главное – о чем у него «написалось», в песне «Снег»? Я думаю, о той тяжкой тьме предрассветного часа, которая духовно царит ныне на планете, и которую великий писатель-фантаст И.А.Ефремов назвал «Часом Быка», написав об этом одноименный роман. Это такое особое сгущение ночной тьмы перед самим рассветом, настолько беспросветное, что возникает прочная иллюзия, будто Солнце уже никогда не взойдет и мир навсегда погрузился во мрак. Но это только иллюзия, ибо Солнце, хотя оно все еще невидимо, уже у горизонта, и еще каких-нибудь несколько минут, и... И черная тьма растает под его лучами, как страшный сон, буквально на глазах. И наступит Свет. Вот о чем поет в песне «Снег» А.Макаревич! Правда, образы у него здесь иные, цвета словно «инвертированы», поскольку черная предрассветная тьма раннего утра у него заменена ослепительно белым снегом холодного зимнего дня. «Снег, - поет он, – город почти ослеп. Свет – красок на свете нет, есть только белый цвет» Ну что же, если в глаза человеку направить сильный поток белого света, то что он увидит? Правильно: тьму. Значит «крайности сходятся» и, действительно, получается, что «Снег» - песня о наваждении предутренней тьмы, внушающей будто все кончено. «Надо предупредить, - говорится в Новом Писании, - об особом сгущении мрака перед Часом Рассвета. Все силы тьмы брошены на приступ последний, и потому так темно. Но обречена тьма, и каждое начинание ее плодам мертвого моря подобно. Близится ныне час предрассветный тягчайшего напряжения тьмы. А там – и Рассвет!» Да, тьма эта сейчас словно парализовала все духовное на планете, нет нигде просвета. У Макаревича мысль эта выражена в песне «Снег» так: «Город твой, словно корабль, льдами захвачен в плен». Или даже: «В вечных закован льдах». «Город» - это духовный мир человека, а «льды» - холод бездуховности кругом. Иными словами, «льды» - это равнодушие, жестокость, разврат, эгоизм, предательство... «Но, - продолжает дальше А.Макаревич, - я знаю один секрет: снег скоро сойдет на нет – у снега короткий век!». Ну, то есть, - утверждает он, - снег и лед, которые уже так долго сковывают сердца человеческие, что даже кажутся «вечной мерзлотой», скоро начнут быстро таять. И – растают без следа. Что же, Андрей, разреши тебя поздравить - ты опять угадал! Только именно «угадал», а не «знаю». Ибо знать, сознательно знать этот «один секрет» могут сегодня только те, кто в духе подошел к Великому Учению Жизни, и не только подошел, но и утвердился умом и сердцем на Нем. Макаревич, к сожалению, пока не из их числа. «Толпы у Врат, - Сказано в этом Учении, - но не знают Врат». Вот и он ходил всегда вокруг да около, а в юности даже подходил так близко, что чуть ли не руками ощупывал эту заветную Дверь (как, например, в этой песне), но, увы, так и не разглядел ее в итоге. Но надо отдать ему должное – духом он прозрел верно. Даже хочется сказать: на удивление верно. Ибо даже в Природе мы сегодня видим, как стремительно тают вечные льды. Вот только два примера, но весьма впечатляющих. Килиманджаро, высочайшая вершина Африки, в последние годы окончательно лишилась своей «вечной ледяной» шапки! А в прошлом – 2009 – году северный морской путь полностью очистился от льдин для беспрепятственного прохода по нему морских судов. Так что льды тают. Громадные льдины также откалываются от южного ледового материка Антарктики (несколько лет назад газета «Аргументы и Факты» опубликовала сообщение, что льдина величиной в десять городов, равных Москве, откололась оттуда и растаяла в океане буквально за месяц!). Причем, физическое таяние влечет за собой, как это ни непонятно на первый взгляд, и таяние духовное. Таяние «вечных льдов» в сердцах людей. И Макаревич, скорее веря, чем зная об этом, поет, что скоро, уже скоро «город твой, солнцем согрет, поплывет по весенней воде». Ведь вера – тоже Знание, ибо она есть, по существу. «предчувствие и предвосхищение огненной действительности». Этой вот Верой своей, верой чистого сердца в Добро и Свет, он и создал все свои лучшие вещи – подлинные духовно-философские прозрения в мир Истины и Света. И песня «Снег», такая с виду скромная (а в глазах людей, вроде Подгородецкого, еще и «стремная») – одно из них. Есть, впрочем, и более глубокие – «Три окна», например. Или «Посвящение Стиви Уандеру», являющаяся, по существу, молитвой Высшему. Ну а «секрет» таяния духовных «снегов» состоит в том, что ныне – время особенное, когда на планете должен произойти Великий Переход и Великий Приход. Переход от эры тьмы к Эре Света, а Приход – пришествие Того, Кого здесь чаще всего именуют Сыном Божьим Иисусом Христом. Эта идея сейчас явно «носится в воздухе», но в 80-х угадать ее, предвосхитить интуитивно, а также столь ясно, глубоко и просто выразить, как это получилось у А.Макаревича в песне «Снег» - для этого надо быть человеком, поистине, особого склада духа. Надо обладать юным, чистым сердцем Поэта. Вот за это-то Сердце, юное и чистое тогда, да и сейчас еще не до конца запыленное и престарелое, мы, по сути дела, и любим Макаревича. Любим и уважаем. И какой бы грязью ни поливали его даже его бывшие «соратники» по «Машине» - все равно будем уважать. Макаревич – сердце «Машины Времени», не было бы его – не было бы ничего. То есть, какая-то «Машина», возможно, и была бы, но это была бы обычная серятина, каких сотни и тысячи. А глубоких философских рок-баллад, затрагивающих самые сокровенные струны сердца, мы никогда бы не услышали. Именно его дух дал нам их. Поэтому справедливо кое-кто перефразировал В.Маяковского: «Мы говорим «Машина» - подразумеваем Макаревич...». Хотя верно и обратное, но уже во вторую очередь. «Снег скоро сойдет на нет» - пророческие слова! Потому что (обратимся к еще одной известной песне «Машины») «сегодня самый лучший день!». Пусть предутренним часом все еще лежит снег, но день вот-вот начнется, и это поначалу будет тот самый «День гнева», о котором «Машина Времени» поет: Сегодня самый лучший день! Пусть реет знамя над полками! Сегодня самый лучший день – Сегодня битва с дураками! «Битва с дураками» - это, конечно, грубо сказано, и даже очень грубо. Но суть – верная. Именно «таяние льдов» - это одна, а «битва с дураками» - вторая сторона той медали, которой Небо награждает ныне измученную в ожидании Света лучшую часть человечества Земли. Ибо Сроки Великие вот-вот подойдут. «Храните спокойствие и чуйте устремленным сердцем, - говорит Новое Откровение, - что близятся, близятся Сроки, что мир – у последней черты. И когда настанет Срок – Иерархия Света уявит Свою Мощь». И вот, Макаревич тоже уловил эту мысль, притянув ее к себе из уже нагнетенного немалыми огненными энергиями пространства вокруг Земли. Уловил, но только выразил ее, к сожалению, слишком уж грубо и примитивно, преломив через свой тогдашний юношеский максимализм и нигилизм. Как много лет любой из нас От них терпел и боль, и муки, Но вышло время, пробил час – И мы себе развяжем руки. Истинно, Страшный Суд близится, суд на дураками. И Армагеддон ныне вступил в свою последнюю фазу! Но в песне «Снег» у А.Макаревича выражена иная мысль - что зло должно как бы само «сойти на нет», и это тоже верно. Противоречия здесь нет. Ведь и Откровение Новое, с одной стороны, неустанно утверждает о «последней битве Света с тьмой» (т.е. с дураками), которая должна предшествовать наступлению великой Эпохи Света (Сатья Юге), но, с другой, говорит и о том, что «наступление Срока изменит космопространственные условия планеты, и станет невозможным дальнейшее набухание тьмы». Совершенно так же, как закономерный приход весны делает невозможным дальнейшие морозы и снегопады. И как весна наступает оттого, что Земля, двигаясь по эллипсоидной орбите, с каждым днем подходит все ближе и ближе к Солнцу, так и «течение светил, - говорится в Откровении, - создаст те условия, которые изменят конфигурацию звездных лучей и погасят очаги темной активности на планете». То есть – растопит снег, причем не только физический, но и духовный. И много Герд обретут тогда снова своих Каев, и много Каев, очнувшись от эгоизма и жестокости, опять узнают своих Герд... – мир наполнится любовью. Не той, которой «занимаются», причем – «прямо сейчас», а настоящей – той, с которой живут и трудятся. И вот тогда, как поется в песне «Снег», «город твой, солнцем согрет, поплывет по весенней воде». Это – второй куплет с припевом, но есть еще и третий – не менее замечательный, хотя и столь же простой: Но я не могу понять, Кто дарит нам столько тепла, Чтобы растаял снег? Действительно, Кто? Если тысячи солнц ужасных Над Землей засияют разом – Это будет всего лишь подобье Светозарного Лика Владыки! |