Как помочь другу Славику, чтобы тот не спешил стать «православиком»? (ответ с цитатой - на стаью Ю. Питанова "Как помочь агни-йогу?")
Ю.Питанов писал(а):
Питанов В.Ю. Как помочь агни-йогу? Представим ситуацию: ближний Ваш лично увлекся эзотерическими «науками» – агни-йогой, теософией да т.д. Что делать? Прежде всего, выбрать правильную стратегию поведения. Любая вспомоществование возможна только присутствие наличии контакта среди Вами да близким Вам человеком, поэтому деструктивные формы контакта (скандалы, угрозы, что он будет «вечно гореть на аду», что Вы разорвете от ним отношения, особенно, буде Вы на действительности отнюдь не хотите их разрывать, ультиматумы) должны являться исключены. буде контакт среди Вами да Вашим близким будет утерян, пользы через этого отнюдь не будет никакой. Если Вы готовы являться терпеливым, доброжелательным, способны терпеливо слушать эзотерика, несмотря для свое размолвка с ним, то приступайте к делу. Для начала должен глубже познакомиться от тем учением, которым увлекся Ваш близкий, найти материалы от разумным критическим анализом этого учения. К сожалению, таких работ немного, большая их деление носит откровенно ругательный характер. Такие работы лучше отнюдь не использовать: буде Ваш близкий, прочитав ее, увидит, что сочинитель приводит ложную информацию насчет предмете, что он тенденциозен на его оценке, он потеряет кредит к критической литературе да только опять больше утвердится на своих убеждениях. Эзотерик-неофит, скорее всего, «заболеет» желанием обратить всех для путь истины: он везде, где сможет, будет рассказывать насчет совершенных им «открытиях», насчет своих переживаниях. Выслушивайте его доброжелательно, отнюдь не спорьте. на споре рождается отнюдь не истина, однако враги. Ваша но цель – отнюдь не переспорить эзотерика, однако заставить его задуматься да начать более критично подобный к тем идеям, которые он собрался положить на основу своей духовной жизни. Дайте человеку выговориться, проявите к нему внимание, возможно, одного этого уже будет достаточно, дабы он отошел через занятия оккультизмом (иногда от помощью оккультизма лицо пытается заполнить ту пустоту, которую образует на его жизни одиночество). буде этого недостаточно, то найдите на исповедуемом эзотериком учении зацепку на ведения диалога. буде Ваш ближний увлекся агни-йогой, можно пользоваться благожелательные высказывания Е. Рерих насчет книгах Добротолюбия. Предложите их прочитать. буде эзотерик откажется, мотивируя свой отречение тем, что книг Е. Рерих достаточно на духовного развития, спросите его: может ли агни-йог ограничивать свое познание? Боится ли он постигать новое? К тому же, Е. Рерих сама рекомендовала произносить данные книги, от помощью этого вопроса Вы поможете эзотерику отнюдь не замкнуться для одной агни-йоге. Если Ваш ближний начинает бранить Церковь, спросите его: все ли христиане, для его взгляд, точно являются невежественными да непорядочными людьми? Могут ли да среди них встречаться порядочные люди? Спросите, может ли аксессуар к агни-йоге сама сообразно себе действовать человека подвижником сиречь нет? отнюдь не будет ли более справедливо утверждать, что на Церкви, как да везде, вкушать и грешники, да подвижники? да поинтересуйтесь, к чему призывает агни-йога: к ненависти сиречь любви к ближнему? да кто выше- ближний? Приведите притчу насчет добром самарянине: «… кто-то человек шел с Иерусалима на Иерихон да попался разбойникам, которые сняли от него одежду, изранили его да ушли, оставив его чрез силу живым сообразно случаю единовластно священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также да левит, быв для том месте, подошел, посмотрел да прошел мимо. Самарянин но некто, проезжая, нашел для него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло да вино; и, посадив его для своего осла, привез его на гостиницу да позаботился насчет нем; однако на иной день, отъезжая, вынул чета динария, дал содержателю гостиницы да сказал ему: позаботься насчет нем; и буде издержишь что более, я, если возвращусь, отдам тебе Кто с этих троих, думаешь ты, был друг попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. тем временем Иисус сказал ему: иди, да ты поступай да же» (Лк.10:30-37). выше- ближний, согласно христианскому вероучению, это тот, кто творит добро, однако не тот, кто является формальным христианином сиречь эзотериком. Поинтересуйтесь, согласен ли Ваш доброжелатель с этой позицией. Поинтересуйтесь, существуют ли ложные учения, и на основании каких критериев их определяют что они ложные? В Агни-йоге утверждается: «Могут ли Сообщения, научно обоснованные, изменяться и противоречить себе? Конечно, основы непоколебимы, а колебания могут являться в приёмниках (выделено нами. – В.П.). Такие явления несоответствия отнюдь не следует относить к основам, не лучше ли поискать причину на своём непонимании?» (Живая этика, Братство, 53). Поинтересуйтесь, могла ли Е.И. Рерих передать ложную информацию? На каком основании он считает, что вся информация, изложенная на учении Агни-йоги, истинна? Приведите противоречия в Агни-йоге и спросите: можно ли совмещать взаимоисключающие идеи и при этом считать, что Е.И. Рерих, как будто «приемник», отнюдь не имела «колебаний»?82)? Он согласен от утверждением: «Они думают, что дозволено прожить на обычных мерах, а с каждым днем становится яснее, что дозволено спасти людей верою, которая превыше всех религий (выделено нами. – В.П.)» (Напутствие Вождю. Л., 1990.145.)? буде Ваш эзотерик согласен, что Агни-йога «выше всех религий», то как будто совместить это от утверждением: «На всех путях ко Мне встречу тебя» (Живая этика. АУМ. 583)? Может ли христианин быть самим собой сиречь он обязательно обязан стать последователем Агни-йоги? Конечно, отнюдь не существует универсального рецепта помощи близкому человеку, погрузившемуся на мир эзотерики. Поинтересуйтесь, как будто Ваш ближний относится к христианству. буде он считает себя христианином, то каким образом он интерпретирует слова учения агни-йоги: «На пути к йоге может быть, кто легко считает свои познания ничтожными; кто редко помнит относительный отличиях своих, утвержденных людьми; кто отнюдь не принимал участие (выделено нами. – В.П.) на ложных явлениях религии» (Живая Этика. Знаки Агни-йоги. 1ого рецепта помощи близкому человеку, погрузившемуся на мир эзотерики. Терпение, внимание, сведение предмета, искреннее охота помочь разобраться на его духовных исканиях – вот то, что дозволено порекомендовать на этой ситуации. да помните слова Христа: «Я есмь лоза, однако вы ветви; кто пребывает во Мне, да Я на нем, тот приносит обильно плода; ибо без Меня отнюдь не можете действовать ничего (выделено нами. – В.П.)» (Ин.15:5).
Если это известие так сильно поразило Вас, что вывело из душевного равновесия, то прежде всего - успокойтесь. Это лучшая стратегическая линия поведения в любой, а значит и в данной, ситуации. Потому что, если с первой же встречи с ним, Вы начнете горячо протестовать против его внезапного безумия (говоря, например, «Хорош же Отец, который, вместо того, чтобы благородно пожертвовать Собой, послал на муки и крестную смерть любимого «Сына своего единородного», ну, и т.д.) или же дадите понять, что отныне, как человек мыслящий, он стал неинтересен для Вас и, таким образом, намекнете ему на разрыв Ваших с ним близких отношений - это может вызвать в нем горечь и обиду на Ваше «непонимание», в результате он замкнется в себе, и тогда Вы уж точно не сможете ему ничем помочь. Поэтому первым делом - успокойтесь. Скажите себе: «Ничего страшного - безумие это временно, оно у него пройдет». И добавьте: «А я помогу». Итак, если Вы готовы терпеливо и доброжелательно, несмотря на все принципиальные расхождения, выслушать «православика», то смело приступайте к делу. Для начала Вам обязательно нужно будет припомнить в подробностях что же, собственно, представляет из себя Православие (и вообще - т.н. «христианство»), как философская система, для чего придется, очевидно, проштудировать еще раз некоторые книги и статьи по философии, религиоведению, научному атеизму, и т.п., но особенно необходимо еще раз напомнить себе высказывания Рерихов и самих Учителей по поводу этой искаженной, как и все прочие, религиозной доктрины. Словом, необходим разумный критический анализ «христианских» церковных постулатов. Причем, именно разумный - вульгарную же критику Церкви и т.н. «христианской веры», изложенную, например, в печально известной книге Ем. Ярославского «Библия для верующих и неверующих», лучше даже не упоминать. Несмотря на то, что в этой книге содержится немало научно выверенных опровержений вековых православных суеверий и заблуждений, все же в целом она непригодна для убедительной критики «христианства» и может вызвать в оппоненте, вместо признания своих ошибок, напротив, лишь чувство протеста и несогласия с тенденциозными оценками его «веры» и ложной о ней информацией. В результате тот, кто, по Вашему замыслу, должен одуматься и вернуться к разумному духовно-научному мировоззрению, еще сильнее утвердится в своих печальных религиозных предрассудках. Новоиспеченный «христианин», возможно, захочет тут же и Вас обратить в свою «истинную веру». Например, он раскроет перед Вами Священное Писание (Библию) и начнет приводить в доказательство своего внезапного религиозного «прозрения» различные высказывания из него. Или с сердечным волнением будет рассказывать Вам о своих душевных переживаниях во время молитв или «служб» в храме. Что же, выслушайте его как можно внимательнее и серьезнее, и, самое главное, не вступайте с ним ни в какие споры. Ибо, споря, Вы все равно ничего ему не докажете, а напротив, если будете особо усердствовать, лишь сделаете из него своего врага. Помните: «В споре не рождается Истина - в споре рождается только «дурдом»» - не будьте же глупцом. Ваша цель - вовсе не переспорить новоявленного «православика», а постараться заставить его самого вновь проанализировать (трезво) все те доктрины, на которые он вдруг променял свое недавнее здравомыслие. Дайте своему другу выговориться, проявите к нему внимание и понимание - и, кто знает, быть может, уже одного этого будет довольно, чтобы его неожиданное «божественное откровение» растаяло, как грязный залежалый снег под лучами Солнца трезвого ума. Ведь люди часто «ударяются в религию» только потому, что они одиноки или не могут найти себя в жизни. Если же этого окажется мало, то необходимо, прежде всего, найти какую-либо общую для вас обоих, близкую и понятную «точку соприкосновения», чтобы далее спокойно начать разумный диалог с этой «точки». Например? Ну, например, скажите ему, что некоторые утверждения из Библии, ранее казавшиеся совершенно абсурдными и нелепыми, в последние годы стали получать научное подтверждение. В случае, если Ваш друг в недавнем прошлом склонялся к Живой Этике как к наиболее разумной возвышенной духовно-философской системе, напомните, что отец Иоанн Кронштадтский одно время был духовником Рериха и благословил его на путь Служения Высшему. И вообще - что Живая Этика не противопоставляет себя мировым религиям, а, значит, и Православию, но является их продолжением, расширением, очищением и углублением. Такое начало разговора создаст спокойную атмосферу взаимного доверия и расположения. Предложите ему прочитать (перечитать) книгу Анни Безант «Эзотерическое христианство» - хотя Безант в конце своей жизни и подверглась темным воздействиям, эту ее книгу сама Елена Ивановна Рерих считала лучшей из всех, что написаны на эту тему. И пусть он, если сможет, увидит из нее, что большинство из высказываний Христа носит метафорический, символический характер, а значит воспринимать их в прямом, непосредственном значении слов недопустимо. Так, под «Отцом Небесным» Он вовсе не подразумевал некоего личного Бога, но - Иерархию творческих Сил Космоса и даже сам Абсолют. Однако, если Ваш друг откажется от чтения каких-либо книг, кроме православных, мотивируя это тем, что отныне церковной литературы ему достаточно для духовного самообразования, можно спросить его, неужели православному человеку к лицу бояться открытия новых граней Божественной Истины? Бояться постигать новое? Можно напомнить ему, например, о том, что старец Нектарий из Оптиной пустыни весьма уважал и любил науку: « А душа его жаждала знаний: отец Нектарий любил читать не только святоотеческую и духовную литературу, но и научную. Интересовался математикой, географией, историей, русской и иностранной литературой изучал латинский и французский языки, учился живописи. Часто он говаривал: «Я к научности приникаю». Однажды он сказал: «Бог не только разрешает, но и требует от человека, чтобы тот возрастал в познании. В Божественном творчестве нет остановки, все движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. И хотя бы человек учился сто лет, он должен идти к новым и новым познаниям. И ты работай!» В это время лицо его было необыкновенно светлым - таковым, что трудно было смотреть на него». С помощью этого напоминания Вы поможете «православику» не замкнуться на одной только церковной литературе, а выйти на философско-научный простор мысли - простор, который рано или поздно приведет его к «синтезу науки, религии и философии», как, между прочим, и гласит подзаголовок «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской. Если же Ваш друг, начитавшись А.Кураева с В.Питановым, в ответ начнет откровенно поносить Учение Живой Этики как сатанинское, спросите его: все ли из тех, кто разделяет данное Учение, в обязательном порядке являются злобными и аморальными людьми? И возможно ли, что среди них могут встретиться также и порядочные люди? Задайте ему вопрос: может ли одна лишь принадлежность к Православию сделать из человека подвижника или нет? И не будет ли более справедливым сказать, что в Рериховском движении (или же в Теософском обществе), как и везде, могут встретиться самые различные люди - как «грешники», так и «праведники», ведь черта разделения Добра и зла, Света и тьмы, проходит не по конфессиям или сектам, а по сердцам человеческим? Поинтересуйтесь также, за кого стоит Православие - за все человечество, включая сюда «язычников» и «идолопоклонников», а также представителей Теософского и Рериховского движений, или только за своих единоверцев? Кто для них тот «ближний», которого заповедано «возлюбить как самого себя», и о котором Христос сказал в притче: «Какой-то человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, оказавшись в этом месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его на гостиницу и позаботился о нем; и на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, возвратясь, отдам тебе. Кто с этих троих, думаешь ты, был друг пострадавшему от разбойников? Он сказал: оказавший ему милость. Тем временем Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:30-37)? Согласно Живой Этике, ближний этот - любой человек, однако не обязательно только тот, кто является формальным рериховцем или же православным. Но согласен ли Ваш новоиспеченный «православик» с такой позицией? Можно еще спросить его: существуют ли ложные учения? И не являются ли ложными некогда Великие и Божественные Истины, но впоследствии искаженные многовековым невежеством и корыстолюбием так называемых «священнослужителей»? И не это ли, в конечном итоге, произошло и с Православием? В доказательство приведите ему утрату церковным «христианством» (во всех его видах, а значит и в православном) такого фундаментального Закона, как перевоплощение. «Хотя закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии востока и, конечно, религия евреев не составляла исключения, но уже в дни Иисуса закон этот претерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект. В Евангелиях, в словах самого Христа, мы имеем достаточно свидетельств о знании евреями этого закона», - так писала об этом Елена Ивановна Рерих. Сообщите ему об этом. Если он в качестве доказательств потребует конкретных ссылок на Евангелие, то лучше всего привести ему место из Евангелия от Матфея (17, 10–13): «И спросили ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?». Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его и поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе», из которого следует, что Иоанн Креститель был новой инкарнацией ветхозаветного пророка Илии. Прижатый, таким образом, к стене, «православик» может перейти в контратаку - на всякий случай, будьте готовы и к этому. Вслед за В.Питановым, он, возможно, приведет слова из книги «Братство», 53: «Могут ли сообщения, научно обоснованные, изменяться и противоречить себе? Конечно, основы непоколебимы, но колебания могут быть в приемниках», и спросит: «Достаточно ли «неколеблемым» приемником была Е.И.Рерих, если все Учение полно противоречий?». Услышав это (или подобное) обвинение, не стоит показывать ему, что вы разочарованы в его способностях глубоко и синтетически мыслить, но мягко дайте ему понять, что противоречивость Учения Живой Этики - только кажущаяся. «Жизнь полна противоречий - такова природа вещей, - скажите ему, - соответственно, и любое мало-мальски здравое Ученее, отражая жизнь, будет показывать ее то с одной, то с другой стороны. И важно уметь примирять эти противоречия в сознании - в этом, собственно, и состоит то, что именуется мудростью». Таким образом, все дело действительно в том, что такие «несоответствия не следует определять к основам, но лучше поискать причину на своём непонимании», как и указано далее в книге «Братство». Но поскольку, как сказано в Учении, «однополюсным сознанием обладают все, биполярным - очень немногие», то, скорее всего, Ваша первая попытка прояснить этот вопрос «православику» окажется безрезультатной. И он, отягощенный своими недоумениями, снова обрушится на Вас. Как понять, спросит он, что «на пути к Йоге может быть тот, кто легко считает свои познания ничтожными; кто редко помнит об относительных отличиях своих, утвержденных людьми; кто не принимал участие на ложных явлениях религии» (Знаки Агни-йоги,182)? Ответьте ему, что слова «легко считает свои познания ничтожными» идентичны по смыслу со знаменитым высказыванием Платона «я знаю только то, что ничего не знаю» и указывают на признание беспредельности в познании самого себя и окружающего мира. Слова же «редко помнит об относительных отличиях своих, утвержденных людьми» ставят условием личную скромность, иначе говоря - отсутствие тщеславия и тяги к карьеризму. И, наконец, по поводу «ложных явлений религии», что, безусловно, самое болезненное для него и таких же сектантов, каким он только что стал, ибо «они думают, - как указано в книге «Напутствие Вождю», - что дозволено прожить на обычных мерах, в то время как с каждым днем становится яснее и яснее, что дозволено спасти людей верою, которая превыше всех религий» - что ж, попробуйте привести ему в ответ эту цитату. Поясните (иначе он не поймет), что в наше время все религии можно считать «ложными», поскольку, изначально содержащие Великие Истины, в течение многих веков они до неузнаваемости были выхолощены и искажены людским недопониманием. К тому же, наступает Новая Эра - эра просвещенного Знания, когда религии будут просто не нужны - их заменит собой Наука, которая и станет «верою, что превыше всех религий» - в существование Бога и в бессмертие человеческое люди будут не просто верить, но и твердо об этом знать. И еще этой «верою» станет Живая Этика (Агни Йога) вкупе с Тайной Доктриной и Учением Храма - Новейший Завет человечеству. «Но если Агни Йога «превыше всех религий», то как это совместить с другим утверждением из нее же: «На всех путях ко Мне встречу тебя»? - спросит «православик». - И вообще, может ли христианин остаться самим собой или же он обязательно должен стать последователем Агни Йоги?» Ну, что тут сказать? «Ограниченность вопиет: противоречия, несостоятельность, отрицание того, что только что утверждалось. Малое сознание, лишенное синтеза, видит только один конец палки, одну сторону медали, один полюс явления, упуская из вида вторую их половину, другой полюс, осознание которых только и может дать полное понимание наблюдаемого явления. Потому, не противоречие, но знание того, чего не постигает однобокое и ограниченное сознание. Вмещение пары противоположностей, или, по терминологии некоторых школ, «нейтрализация бинеров», есть ступень расширения сознания, и большинство отрицаний порождаются невмещением именно этого условия». Другими словами, это еще одно надуманное противоречие. Объясните ему это. Ведь, с одной стороны, религии можно сравнить с горными тропами, проложенными с разных сторон горы на Единую Вершину, где и встречает всех путников Бог. Вот почему в одном индусском священном писании сказано, а в Агни Йоге повторено, что «человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне». С другой стороны, искаженные невежеством и корыстолюбием людей религии подобны извилистым проселочным дорогам, плутающим в окрестных лесах и горах, в то время как существует прямая и широкая магистраль, ведущая прямо к цели - Агни Йога. Именно она и есть подлинное христианство (равно как и подлинный буддизм, подлинный ислам, подлинный даосизм, и т д.), и если человек действительно хочет быть христианином - тогда да, «он обязательно должен стать последователем Агни Йоги». Если же он предпочтет служить не Христу и Истине, но современным «фарисеям и книжникам, лицемерам» в лице любой «христианской» церкви, в том числе и православной, и таким образом «остаться самим собой» - что ж, пусть будет так. Но… Но, в таком случае, в будущем за тяжкие последствия своего выбора ему останется винить тоже только «самого себя». Все это и необходимо попытаться объяснить «православику». Конечно, не существует универсального рецепта помощи близкому человеку, внезапно погрязшему в православном сектантстве. Терпение, внимание, знание предмета, искреннее желание помочь и разобраться в его духовных исканиях – вот то, что можно порекомендовать в такой ситуации.
|