КАК РЕАЛЬНО ПРИМИРИТЬ НАУКУ И РЕЛИГИЮ, или Мысли о научно-теистическом коммунизме (к статье В. Машкова «Христос и Ленин - друзья или враги России?» на портале "Завтра")
Расходясь с автором статьи «Христос и Ленин…» во многих деталях, я в целом разделяю его убеждение, что выходом из нынешнего как социально-экономического, так и духовно-нравственного тупика может быть только идеология (как он ее называет) научно-теистического коммунизма. Хотя, на мой взгляд, такое скучное и сугубо научно-философское название не особо вдохновляет, поэтому лично я предпочитаю называть подобную идеологию проще и, как мне кажется, красивее - Духовный Коммунизм. Но дело, конечно, не в красивых внешних словах, а в том, что они по факту означают. Духовный - означает не «материальный», точней - не материалистический. То есть не тот «коммунизм», в идеологии которого т.н. «основной вопрос философии» решен неверно, поскольку это крайне важно - правильно его решить. Советский «материальный» социализм рухнул, вообщем-то, по этой причине: считалось, что «материя - первична, сознание - вторично». Это и привело, в конечном счете, к заматериализованности людей, которые, получив, наконец, прожиточный минимум, далее устремились по пути накопительства всего материального. Взыграли страсти, а где страсти - там не жди человечности. Однако, на самом деле «дух и материя - лишь полюса единой субстанции», имя которой - Духоматерия. Дух - это крайне утонченная и разряженная (сублимированная) материя, а материя - это, напротив, крайне уплотненный, как бы «кристаллизованный» дух. И одно без другого просто не может существовать. Так что все едино, и правильно говорил (и говорит) научный материализм: все в мире - материально, и нет ничего вне материи. Вот только материя эта не сводится лишь к той грубой материи физического плана Вселенной, в которой телесно все мы обитаем (пока не умерли) и которую мы даже уже изрядно изучили. На самом деле, эта физическая материя - лишь видимая «верхушка айсберга», основная часть которого - бесчисленные и неисчерпаемые миры тонких и огненных энергий - скрыта от нас «под водой». И именно эти миры, сопряженные с нашим физическим миром в единую систему, являясь по природе своей духовными мирами, и составляют истинный базис Вселенной. Базис, на основе которого строится Жизнь. (Точнее, базисом является сама первичная огненная субстанция - Духоматерия, а все миры - это лишь ее последующие «грануляции», порожденные в процессе дальнейшей ее дифференциации, усложнения и превращения). Поэтому не грубая материя, на самом деле, являет из себя основу, или фундамент, всего сущего, но напротив - материя тонкая, духовная. Отсюда и жизнь людей, чтобы быть счастливой, должна строиться не на материальной, а на духовной основе. Так вот, если данный фундаментальный принцип положен в основание всего построения того, что называется «светлым коммунистическим Завтра» - именно тогда Коммунизм и будет Духовным. С большой буквы. А иначе, я убежден, никакого коммунизма, вообще, невозможно построить - нигде и никогда. Если же вернуться к терминологии В.Машкова, то сочетание «научно-теистический» еще и тем в проигрыше, что не указывает ни на какие приоритеты, но лишь констатирует необходимость достижения гармонии между наукой и «теизмом», т.е. религиозной философией. Однако, если кто-то полагает, что такая гармония давно самоочевидна и доказывать тут нечего, то, думаю, он глубоко заблуждается. Не стоит обольщаться тем, что наши плотно упитанные «пузатые-бородатые» умники от современной РПЦ (вроде, например, Вс.Чаплина), сидящие с важным видом в президиумах или спокойно и уверенно разъясняющие Писание с телеэкранов - это верный признак того, что все хорошо. Да, они очень много могут говорить (и говорят) об истории Государства Российского, которая без них (верней - их предшественников) ну никак бы не состоялась, а также о храмах - кто, как и когда их строил (а затем рушил) и какие великие князья и русские цари там молились (или крестились), и т.д.; нередко рассуждают они и о нравственности и даже порой высказываются на политическую злобу дня... Однако, полагаю, не будет ошибкой сказать, что наука - это их истинная ахиллесова пята: если пустить туда копье - «Ахиллес» этот будет если не убит наповал, то, как минимум, повержен на землю; поэтому о науке они и предпочитают, по большей части, благорассудно молчать. А то ведь скажи, к примеру, какому-нибудь доктору биологических (или медицинских) наук, что на Земле сначала жил (сотворенный Богом) всего лишь один мужчина по имени Адам, но потом, когда тот однажды как-то некстати прикорнул на бережку, к нему на цыпочках подкрался этот самый вездесущий Бог, запустил свою всемогущую руку прямо ему под ребра, вытащил оттуда одно из ребер адамовых и быстро «состряпал» из него женщину; тут просыпается Адам, и на тебе - Ева! Так ведь могут и засмеять. Как, надо полагать, в свое время - в 1914-м - культурная научная общественность (особенно, астрономы) вдоволь натешилась, когда прочла книгу некоего священника РПЦ и «антиКоперника» Иова Немцова под претенциозным названием «Круг Земли неподвижен, а Солнце ходит». Так что тут лучше уж, действительно, помалкивать - от греха подальше! Это все, конечно, шутки (но в каждой шутке!...), хотя и основанные на реальных фактах. Но то, что у Церкви всегда были (и остаются) проблемы с наукой - от этого никуда не деться. Каковы они? Чем обусловлены? И возможно ли вообще придти тут к «единому знаменателю»? Начнем с самого фундаментального Дело в том, что наука и религия - на сегодня это принципиально противоположные понятия. Наука оперирует законами, которые строятся по принципу «если (посылка), то (следствие)». Потому сколько бы ни молились его святейшеству Закону Тяготения, прося, чтобы брошенный камень пролетел хотя бы на метр-два дальше, чем ему положено по условиям его броска, сколько бы ни ставили ему свечек и не пели ему «Аллилуйя!», и т.п. - камень не пролетит и миллиметра сверх положенной ему по закону тяготения (вкупе с другими законами природы, здесь тоже задействованными) длины полета. Бог же - другое дело: Его можно «уломать», разжалобив и наобещав с три короба (а потом не выполнив и половины), уговорить, задобрить свечками, поклонами и славословиями. Ибо Он - личность, Он - обладатель свободной воли - «что хочу - то и ворочу». Причем, по определению Его свободная воля сильнее любого закона. Поэтому в любой момент Можно представить себе даже и такой простой диалог: - Если я сейчас щелкну выключателем, эта электрическая лампочка зажжется? - Да. Если Всевышнему будет угодно. - А Ему будет угодно? - А кто Его знает. Иначе говоря, в любом деле в любой момент может внезапно вторгнуться всесильный Некто и спутать все карты. Вот почему в таких условиях всякая наука становится бессильной, ибо лишается самой своей сущности. Не потому, что есть законы более высокого порядка, которые в чем-то могут как бы «отменить» законы низшие - нет; а потому что это - акт свободной воли, который не прогнозируется никакими законами - ни высшими, ни низшими. И последствия этого акта тоже непредсказуемы. Закон природы может говорить одно, но Бог всегда может «переплюнуть» этот Закон, если Ему, скажем, вдруг захочется «подшутить» над несчастным человечеством (помните, как Вольф Мессинг, пытавшийся понять свой невероятный дар «видеть сквозь время», порой отчаянно восклицал: «Кто я? Почему я такой? Может быть, я - просто шутка Господа Бога?...»). А, значит, конечный результат сильно рискует быть совсем не тем, на который рассчитывала наука. Так что тут - «или-или». А надо чтобы было «и-и». Но как? Этот бинер, это единство противоположностей, не так-то легко уравновесить в сознании - он из числа наисложнейших и наитруднейших. И ни современная наука, ни современное западное богословие его пока не разрешило. А вот в главной религии Востока - буддизме - решение, можно сказать, существует, хотя и оно на настоящий момент искажено там до степени практической непригодности. Ключевой же момент - что нет личного вселенского Бога, а главенствует везде и всюду Закон, - все же там сохранился, а раз так, то у науки там есть все шансы утвердиться. Универсальным законом всеобщего динамического равновесия в Мироздании является Закон Кармы («Не обманывайтесь - Бог поругаем не бывает: что посеет человек, то и пожнет») - он-то, по сути дела, и выполняет, причем - абсолютно безупречно, ту роль, которую в западных религиях пытаются приписать некоему «Богу-Отцу». Которого на самом деле никто и никогда не видел (и об этом даже прямо сказано в самой Библии!). Добавлю от себя: и не увидит! Потому что Его в природе не существует. Хотя Иисус во время своей земной жизни все время взывал к Отцу Небесному. Но кого же Он тогда подразумевал под «Отцом»? Собственно, Богом (в самом широком смысле этого слова) является сама беспредельная во всех отношениях Вселенная, точнее - ее духовная сторона. И выражена она в универсальных Законах духовного Космоса, и прежде всего - в уже упомянутом Законе Кармы. Но, конечно, Иисус не мог именовать Отцом, пусть и бесконечно мудрые, но все же, скажем так, неодушевленные Законы Космоса. Однако, дело в том, что, с другой стороны, духовный и творческий аспект Вселенной выражен также и в «лестнице Иакова» (библейское выражение) - в Иерархии духовных Сущностей Космоса - строителей и держателей Вселенной. В широком смысле слова это и есть «Отец», в узком - Иисус взывал к своему духовному космическому Учителю-Иерарху, который на ступень выше Его и который является Его духовным Отцом. Впрочем, этому может быть дано и еще одно объяснение: Иисус, возможно, был лишь частичным воплощением Великого Владыки - лишь некоторая часть Его духа пребывала в физическом теле Иисуса из Назарета, основной же Дух оставался «на Небесах» - к Нему и взывал земной Христос.. - но это только версия. В связи с этим в одной «умной книге» сказано о том, как «примирить непримиримое» - согласовать в сознании утверждения «Мы не верим в Бога» (наука) и «Без Бога нет пути»(религия). «Бога нет, - говорится там, - но есть Иерархия Знания - Духи Света, стоящие на Лестнице Жизни («лестнице Иакова»), которые людьми почитаются богами. Это явление Иерархии говорит о том. что даже над созданием планеты трудились Великие Сознания. Создатель планеты - Планетный Дух, ее Творец. Но это не Бог, ибо понятие Бог должно обнимать весь Космос. Идем далее: над каждой планетой трудился ее Творец. Над каждой системой миров, и над солнцем, и над мириадами солнц трудились Творцы их. А также и над созданием целых галактик. Лестница Иерархии создателей миров уходит в такие выси, что ум человеческий вынужден остановиться перед Несказуемым - перед тем, чего охватить он не в силах. Едина лестница Жизни и нет ей конца. И Те, Кто стоит на высочайших ступенях Лестницы Света - Те, Кто воистину Боги для нас - те тоже были людьми о эонах минувших времен, перед протяженностью которых немеет сознание человека. И даже Они, эти Высочайшие Духи, не могут сказать, что Они предстояли Началу Начал. И Великий Непознаваемый был и вечно будет сокрытым». Вот эта цитата, по моему убеждению - и есть ключ, которым реально можно открыть таинственный ларчик единства науки и религии (поскольку каждая ступень Иерархии Знания тоже «ходит под Богом» Кармы, хотя и соответствующего ей уровня, и так до бесконечности). Но для этого, конечно, нужно очень многое пересмотреть в наших сегодняшних религиозных представлениях. Впрочем, равно как и в научных. Однако, нужно признать, что современная наука (при всей ее нынешней незрелости) уже понемногу подводит к этому. В частности, в последние годы и десятилетия в ней утверждаются такие принципы, как, например, идея глобального эволюционизма, когда, как и постоянно меняющаяся земная природа, т.н. «Небеса», а проще говоря - Космос, тоже не считаются уже неким «царством непреходящего порядка, существующего от Вечности». Ведь установлено, что Вселенная постоянно эволюционирует, расширяясь, самоорганизуясь и самоусложняясь. А также - т.н. «антропный принцип»: замечено (и достаточно убедительно обосновано), что во Вселенной существует удивительно тонкое и сложное равновесие между ее «астрономическими параметрами» и условиями существования разумной жизни (в том числе, человеческой). Наконец, размышления над вопросом «Одиноки ли мы во Вселенной?» и поиски учеными контактов с ВЦ (внеземными цивилизациями) также пусть и косвенно, но наводят на мысли о существовании в Космосе не пресловутого личного Бога, но светлой Иерархии Знания - Создателей и Держателей различных миров Вселенной. А теперь о том, чем обусловлены эти проблемы. А обусловлены они, на мой взгляд, прежде всего искажением первооснов Священных Заветов путем ошибочных и недалеких толкований «свидомыми» священниками их тайного символизма - толкований, возведенных затем в догму. О том же «Адаме», например, представляется куда более правдоподобным, что этим собирательным именем обозначено в Книге Бытия не одно-единственное лицо - первый человек Адам (тем более, коль уж он один на всем белом свете, то зачем ему вообще имя - кто будет обращаться к нему по имени?), а все земное человечество тех отдаленных времен, когда оно было еще андрогинным, бесполым, т.е. не прошедшим еще через фазу разделения полов, что звучит вполне научно и, одновременно, не противоречит сказанному в Библии. И таких жертв «испорченного телефона» веков в нынешних религиозных представлениях - на самом деле, огромное количество. Кто из здравомыслящих людей сегодня (еще пример) поверит в то, что его труп, зарытый в землю после его смерти, пролежав там десятки, сотни, а может и тысячи лет до момента т.н. «воскресения из мертвых», разложившись там до костного скелета и даже дальше, в день этого якобы Всеобщего Воскресения вдруг восстанет из могилы целеньким и невредимым и оживет? Такую фантастическую картинку ярко показал с помощью современных цифровых супертехнологий режиссер В. Бортко в своем сериале «Мастер и Маргарита», но не более… Ибо ни один современный ученый, будь то биолог или физик, медик или химик, никогда не рискнет утверждать возможность подобного в каком-либо своем научном труде. Но церковники утверждали раньше и, похоже, поныне продолжают настаивать на этом абсурде. «Именно поэтому они так против кремации, - писала в свое время одна из самых просвещенных женщин ХХ столетия Е.И. Рерих, глубокий знаток мировых религий - Куда же дальше идти?». Или другой пример. Еще до недавнего времени в течение многих веков Церковь, основываясь на Ветхом Завете, непоколебимо учила, что мир существует (т.е. со дня творения его Богом прошло) приблизительно пять с половиною тысячелетий… - учила, пока в наши дни под напором лавины неопровержимых научных фактов не села с этим утверждением голым задом в глубокую лужу. Ныне любой ученый рассмеется любому попу в лицо, если тот рискнет заявлять подобное. Словом, таких ляпсусов можно привести еще не один. Вывод: в том виде, в котором сегодня существует «любимая вера любимых предков», в том числе (не надо обольщаться) и русское ортодоксальное Православие (и вместе с ним - и искаженный Ислам, и искаженный Буддизм), ни о каком научно-теистическом коммунизме не может быть и речи.
|