ЧЕРЕЗ РАССВЕТ (роман) Глава 4
За открытой балконной дверью город постепенно затихал. Тысячи неясных, едва ощутимых звуков наполняли собой свежесть ночи, сливаясь в благотворную и зыбкую симфонию. Выключив, наконец, настольную лампу, от тускло-желтого света которой уже начинали болеть глаза, Даниил в темноте вышел на балкон и на несколько минут весь погрузился в исцеляющее спокойствие летней ночи. От Монастырских он вернулся поздно - к вечеру под навесом во дворе собралась вся их семья, и, естественно, началось застолье, которое затянулось чуть ли не заполночь Влад, под конец уже изрядно подвыпивший, ибо семейный ужин на воздухе в честь прибытия любимого сына и брата, конечно же, не обошелся и без весьма обильных возлияний, проводил его до ближайшей оживленной улицы и вернулся к себе. Даниил же, за весь вечер едва-едва пригубив бокал полусухого вина, чувствовал себя лишь слегка уставшим и не более. И сейчас, стоя на балконе, он пытался разобраться в своих впечатлениях от недавней встречи со своим, пожалуй, единственным оставшимся у него другом. «Друг и почти брат» - подумал он, дав себе отчет, что он, Данила, единственный, кто все эти годы допускался на такие сугубо семейные домашние пикники. Но тут же, припомнив их сегодняшнюю размолвку по поводу Ошо, с горечью добавил: «А брат ли? Иногда я чувствую себя так, что мы словно стоим с ним по разные стороны баррикады и, рано или поздно, должны будем выстрелить друг в друга!». Он вспомнил, что даже в давнишней - школьных времен - любовной истории с Антоном они на некоторое время оказались в роли соперников, готовых чуть ли не «стреляться из-за дамы сердца на дуэли». Но теперь именно спор об Ошо не выходил у Данилы из головы. «Все было хорошо, - думал он, - Но дернул же меня черт наговорить ему столько об этом Ошо! Как это там в Учении: «Каждая капля, мимо упавшая, превращается в жгучую кислоту»?». - Да, точно! – обрадовался он, наконец-то найдя источник своей внутренней тревоги. – Я опять перегрузил его сознание. Сказано же тебе, дураку, - обругал он себя, - «Нельзя тащить силою на Небо – в урочный час слепец прозревает»! - А может быть, я не прав, - вдруг подумалось ему, - может быть, этот Раджниш не так и плох? Эта мысль заставила его вспомнить о своих конспектах, которые он сделал еще лет двадцать назад, когда впервые изучал Раджниша. «Надо бы их найти, - сказал он себе, - и перечитать. Но где они?» Желание хотя бы частично снять с души неприятный осадок, оставшийся после дневного спора с Владом, оказалось столь сильным, что, несмотря на поздний час, он пошел в малую комнату, вытащил из-под кровати старый пыльный чемодан, открыл его и, обнаружив там с десяток уже слежавшихся друг с другом толстых тетрадей, стал перелистывать их, ища свой конспект. Вскоре он обнаружился. И хотя листы его уже давно пожелтели, конспект был в полной сохранности. Обрадовавшись, что ему так быстро удалось найти свои внезапно понадобившиеся старые записи и что они не попорчены ни сыростью, ни мышами, Даниил опять включил в комнате настольную лампу и принялся тут же просматривать конспект. Он оказался довольно объемистым - целая книга Ошо под названием «Путь Тантры», состоящая из десяти глав, сжато, но в то же время без существенных упущений, была переписана им когда-то в эту тетрадь. «Махамудра - это всепоглощающий оргазм со Вселенной», - прочел он первую фразу своего конспекта. Фраза заинтриговала, и он с возрастающим интересом принялся пролистывать страницу за страницей, выхватывая умом оттуда отдельные фрагменты и на ходу оценивая и анализируя их. Например, он читал: - «Ум является проблемой всех проблем». И тут же давал свой ответ на прочитанное: - Слишком громко сказано! Далее, через несколько фраз, следовало: - «Если вы понаблюдаете, вы не обнаружите такой реальности, как ум». - А вот это уж чушь! - «Это не вещь - это процесс» -Ум-то как раз вещь, а вот его деятельность - это действительно процесс. - «Когда вы сможете заглянуть глубже, вы вдруг внезапно увидите одну мысль, другую, третью, но не ум. Совокупность мыслей, миллионы мыслей создают у вас существование ума. Это первое проникновение в ум». - Да, мысли - это отдельные объекты, это точно! Но это еще не значит, что нет и другого отдельного объекта, связанного с ними - ума. И мысли есть, и ум есть. - «Вы - это бескрайняя голубизна неба, а мысли, как облака, нависают вокруг вас» - О, это правильно. И - очень поэтично! Хотя… мысли тоже разные бывают. И правильно это только по отношению к обычным мыслям - обывательским. - «Но промежутки существуют. Небо существует» - Небо - оно Само мысль. Высшая. Но он этого не знает. - «Мысли существуют отдельно от вас, они не едины с вашей природой, они приходят и уходят, а вы остаетесь». - Хорошо сказано. Молодец! - «Они приходят, как посетители, но не являются хозяевами» - Верно! - «Как гости они прекрасны, но если вы совершенно забудете, что вы хозяин, то хозяевами станут они, и тогда вы пропали» - Что ж, и это великолепно согласуется с Огненным Учением. - «Всегда помните о том, что неизменно, а это - ваша природа, ваше Дао». - То есть Высшее «Я». Да! - «Конечно, бывают хорошие гости и плохие гости, но вам незачем об этом беспокоиться» - Вот как?! - «Хороший хозяин ко всем гостям относится одинаково, не делая различия» - Да ну? - «Хороший хозяин - это хороший хозяин» - Очень «умно»! - «Вы приближаете хорошую мысль к себе и отталкиваете плохую мысль прочь. Рано или поздно вы отождествляете себя с хорошей мыслью» - Ничего подобного! Отождествлять себя с хорошей мыслью вовсе не обязательно. Мысль - это мысль, а ты - это ты. - «И хорошая мысль становится хозяином» - И - не становится она хозяином. Не ври. - «Если вы будете продолжать наблюдать, то вы поймете, что мысли чужды, они навязчивы и посторонни» - Не все. - «Ни одна из мыслей не является вашей» - Вот уж нет. Извини, подвинься! Человек - есть мыслитель, то есть породитель мыслей. С его «конвейера» ежесекундно, даже - ежемгновенно, сходит эта «продукция». Ну-ка, что об этом Сказано в настоящих Книгах? И совершенно не замечая, что на окном, точнее - за балконной дверью, уже давно царствует темная и глубокая ночь, Даниил принялся разыскивать другие свои конспекты, на этот раз - из Книг тех, кто, как он обычно выражался, являются истинными философами. Эти конспекты также представляли собой добрый десяток исписанных от корки до корки толстых тетрадей, хотя и не столь пожелтевших, чем те, что он извлек ранее из своего чемодана. - Ну-ка, ну-ка, посмотрим. Так, так, так. Что это? Ага, «Астрал и борьба с ним». Это не то. А это? Так, «Ученик и Учитель». Это тоже не то, - бормотал он, пытаясь найти нужную тетрадь, ибо каждый из конспектов его посвящался одной какой-то теме и, соответственно, каждая тетрадь была как-то озаглавлена. Наконец, он воскликнул: - Ага, вот оно! «Могущество мысли». Он стал быстро листать тетрадь под этим громким названием, надеясь без труда обнаружить нужное место, но ценных мыслей, записанных здесь, было так много и касались они столь разнообразного круга вопросов, что найти с ходу точные цитаты оказалось делом нелегким. Но все-таки кое-что удалось отыскать достаточно скоро. «И если один человек в течение одной земной жизни выпускает в пространство с конвейера своего сознания несчетное количество мыслей, - прочел он, - то сколько же этих мыслеобразов сотворено всем человечеством в целом за все время своего существования на Земле! И хорошо еще, что многие несовершенные мысленные формы лишены стойкости и со временем разлагаются». Эта цитата говорила, что мысли, которые «невидимо толпятся» вокруг людей, на самом деле созданы творчеством не бессознательной Природы, но разумом сознательного человека. Теперь ему оставалось еще опровергнуть тезис о, якобы, правильности чрезмерного «гостеприимства» человека по отношению разного рода мыслям - этим, как он знал из своих Книг, «живым существам астрального плана со всеми признаками самостоятельного существования». - Ну, вот, например, - пробормотал он, отыскав нужное место, - насчет того, что хороший хозяин будто бы всех готов впустить в свой дом. «Пока очищение сознания не закончено, контроль над мыслями должен быть особенно суров». А очищение у нас у всех еще далеко-далеко не закончено! Дальше: «Ибо наибольший вред может быть нанесен даже тогда, когда внутрь сознания через защитную ауру будет допущена хотя бы одна темная мысль, причем - особо опасайтесь малых мыслей». И почему? Так, вот оно: «При чувствах раздражения, страха, уныния, недовольства, у которых общая основа - тьма, допуск в сознание мыслей одного порядка создает канал для привлечения темных мыслей другого, в результате сознание заливается тьмой, т.е. отемняется. Например, за потоком мыслей сомнения, когда он допущен, следует целый ряд «родственников», знакомых, прохожих и всякого сброда и отребья. Одни цепляются за других и входят без всякого спроса и приглашения. И вот, за сомнением следует неуверенность, колебание, неустойчивость, беззащитность, страх, безнадежность, а потом уже - и автоматическое разрешение себе поступков и слабостей, которые иначе были бы недопустимы. Словом, человек погружается в объятия тьмы из-за допущения маленькой змейки сомнения, за хвост которой ухватились другие темные твари - ибо они на страже всегда.» Так что, если это дело пустить на самотек, как предлагает Ошо, - заключил он, - то есть расслабиться и позволить входить и выходить разным мыслям бесконтрольно (как он там дальше говорит), то вот что из этого может получиться! Удовлетворенный результатом, Даниил решил посмотреть, о чем там дальше говорится в книге Раджниша. Он снова взял в руки старую тетрадь с конспектом «Пути Тантры» и, раскрыв ее на этот раз посередине, опять погрузился в беглый просмотр и анализ духовно-философских сентенций Ошо. Одна из глав носила название «Природа тьмы и Света». Эта тема тоже живо интересовала нашего философа. - «Тьма - это отсутствие Света. Это не есть присутствие чего-то» - Ложь! Тьма - это хаос материи, а Свет - это ее порядок, гармония, так что тьма - это «присутствие» хаоса. - «Вот почему Свет приходит и уходит, а тьма остается». - Ну, прямо как в современных «научных» взглядах на космос - черная холодная безграничная бездна и редкие и краткие «вспышки» разумной жизни кое-где! Да нет, Свет - он не «приходит и уходит», он вечен, ибо это и есть Бог. Да и тьма не «остается», а все бледнеет и бледнеет, и так будет до тех пор, пока она не растворится в Свете совсем. - «Вся мораль - это борьба против тьмы» - Верно. - «Вот почему это глупо: борьба с тем, чего нет» Тут Даниил вспомнил, как было Сказано: «Величайшая из временных побед Дьявола состоит в том, что он смог внушить человечеству, что его не существует». «Вот так и здесь», - подумал он. - «Моралист не преуспел, это невозможно; в конце концов, он будет побежден и все его усилия тщетны». - Да ты, Раджниш, я вижу, и вправду - сатанист! - «Различие между моралью и религией в том, что мораль сражается с тьмой, а религия пытается пробудить Свет, скрытый внутри нас». - Чепуха! Религия действительно «пытается пробудить Свет, скрытый внутри нас», но… Но чтобы этим Светом, как оружием, сражаться с тьмой за торжество морали! - «Мораль - это фальшивая монета». - Это ты - фальшивый «Бхагаван»! Не зря и рожа у тебя всегда такая лукавая! Даниил почувствовал, что он начинает злиться, потому что уже устал. Устал разгребать эти нескончаемые нагромождения эффектной, но совершенно ложной и вредной, как он теперь ясно видел, духовно-философской софистики. Однако, привычка все делать основательно не позволяла ему оставить дело незавершенным - он чувствовал себя обязанным ради полноты картины заглянуть еще и в конец своего конспекта с разглагольствованиями Ошо. Последняя глава называлась «Высшее понимание», что заставило Данилу саркастически усмехнуться. Впрочем, он тут же поймал себя на этом сарказме, почувствовав жгучий стыд. - «Общество, - прочел он очередную сентенцию, - всего лишь проход, ступенька, через которую нужно пройти. Не следует делать из него своего дома». - Опять пальцем в небо, - подумал Данила. - Общество - это как раз то, что с нами навсегда. Я вечен и все они - люди вокруг - тоже вечны, и все мы находимся рядом, и так будет из века в век… - так что общество, истинно, наш общий духовный дом. - «Нужно только помнить, что обществу следует подчиниться, а потом преступить его» - Похоже, запахло «сверхчеловеком» Ницше. А Ницше, как известно, вдохновлял сам Сатана-Люцифер. Немного ниже, и уже по другому поводу, стояло: - «В смерти вы опять вступаете в сферу одиночества. Там нет общества» - Нет общества? Ну, хватит с меня этой чуши! Надоело! Он захлопнул конспект и отбросил его в сторону. Сомнения в том, что при встрече с Владом он сегодня, точнее - уже вчера, как говорится «перегнул палку» по отношению к Ошо, развеялись у него окончательно. Ему опять стало жаль Влада: он смутно почувствовал, что тот, вероятно, попросту не обладает философской интуицией и поэтому не в состоянии правильно выбрать для себя мировоззренческий фундамент. Более того, поразмыслив еще, он понял, что его друг, вообще, живет без всякого «царя в голове», что у него нет четкого миропонимания, а вместо него - лишь «надерганные» то здесь, то там отдельные «великие мысли великих людей» и не более. Хотя, признал он, ведущая идея, на основании которой это «надергивание» у него всегда происходило (да и до сих пор происходит) - это несколько болезненное стремление к идеалу «личной свободы», да еще, пожалуй, желание быть «не как все» в своем творчестве, этим-то и привлек его Ошо. Надо было спать. Только теперь взглянув на часы и увидев, что уже половина четвертого ночи, он быстро расстелил на полу матрас, разделся, выключил свет и, укрывшись плотной простынею, служившей ему в жаркое время одеялом, довольно быстро уснул
|