ЧЕРЕЗ РАССВЕТ (роман) Глава 12
Начало спуска с горы - Есть два варианта, - сказал Данила. - Первый: выйти сейчас на седловину между Большим и Малым Тау, а оттуда спуститься к подножию горы по тропинке, которая идет в лесу по дну оврага между этими горами. - А дальше? - осведомился Влад, - Ты дорогу эту знаешь? - Знаю. Дальше от подножия через лес идет прямая дорога на Железноводск, ну а в Железноводске сядем на электричку и через час мы дома. - А второй вариант? - Тот, который ты и хотел: идти вниз до монастыря, и там тоже отличная дорога - прямо до станции «Лермонтовская». - А как ближе? - спросила Антон. - Одинаково, - ответил Данила. - Ну и? - Как идти - мне лично все равно. Так что выбирайте! - Я за монастырь, - сказал Влад, - А ты, Антон? - Я, пожалуй, тоже. Тем более, что в Железноводске я была много раз, там ничего нового (по крайней мере - лично для меня) нет, а вот монастырь еще не видела ни разу. - Ну, так решено! - воскликнул Владлен, - дружно идем в монастырь замаливать наши грехи! «И снова вышло, как он захотел! - сказал мысленно Данила, имея в виду Владлена. - Как же он, все-таки, умеет подчинять всех себе, а порою - и всех подминать под себя! Удивляюсь я, да и только!». - Эй, Влад! Подожди! Но предмет его раздумий уже энергично шагал по тропе назад к Большой Горе, вновь ни мало не заботясь, успели ли вовремя последовать за ним его товарищи. Спуск начался. На этот раз, понятно, идти было значительно легче; единственное, что мешало - это риск поскользнуться на мелких белых камнях, которыми была усыпана эта широкая тропинка. Однако, ловко перескакивая с уступа на уступ, где скользя, а где цепляясь руками, чтобы не поскользнуться и не упасть, за пучки жестких высоких трав, наши путники очень быстро преодолели несколько первых километров спуска по траве. Уже на подходе к лесу, заметив не совсем обычную высокую траву, да еще и украшенную сверху роскошными бледно-розовыми соцветиями, Данила, нарвав на ходу небольшой букетик, обратился к своим спутникам за советом: - Эй, кто-нибудь знает, что это за трава? - Лично я понятия не имею, - отозвалась Антон, бросив взгляд на букет. - Как что за трава! - воскликнул в ответ Влад. - Неужели ты никогда ее раньше не видел? Да это же, понимаешь, знаменитый иван-чай! Очень душистая трава, и, между прочим, лечебная. Вот так! - Иван-чай? Да разве он растет в наших краях? - Конечно, - заявил с видом знатока Владлен. - Ты уверен? - Конечно! Это он самый и есть, - еще раз подтвердил Влад. - Ну, тогда я, пожалуй, нарву себе побольше, - сказал Данила. - Мы раньше с женой часто вместо обычного чая заваривали и пили травы, и у меня до сих пор эта привычка оста… Он не договорил. Влад вдруг как-то некстати смутился, и тоном раскаивающегося хвастуна, запинаясь, произнес: - Нет, не спеши. Ты знаешь, я, возможно, ошибаюсь… Это, может быть, и не иван-чай вовсе… Я твердо не уверен, понимаешь… Лучше воздержись, а то еще, не дай Бог, отравишься потом. Антон рассмеялась. Вскоре они вступили в лес. Теперь, вместо ослепительного солнечного света им приходилось довольствоваться тусклым полумраком, ибо росшие здесь мощные старые буки и грабы высоко вверху своими раскидистыми кронами практически не давали сюда доступа солнечным лучам, причем - даже с самую ясную погоду, а теперь, судя по всему, погода понемногу начинала портиться, так как в лесу становилось все темнее и темнее. Скользя ногами по зыбкой, сыпучей почве и хватаясь руками за ветви или стволы близстоящих деревьев, а иногда и просто падая и скользя вниз на четвереньках, наши путники медленно и с трудом спускались по довольно крутому склону, то и дело останавливаясь, чтобы отдышаться и немного отдохнуть. Никто не ожидал (кроме Данилы), что спуск окажется таким нелегким. Духота, очевидно - предгрозовая, усиливала эти трудности - пот с бедной «троицы» катился градом. Но никто не стонал, не жаловался, а все молчали, и шли и шли вниз. То и дело по пути им попадались странного вида деревья с сильно изогнутыми, словно бы искалеченными стволами. Одно из них было особенно причудливым и напоминало собою сильно наклоненное греческое «зет», как будто бы сам легендарный Зорро начертал это «Z» своей быстрой, как молния, шпагой прямо поперек их пути. Они даже решили остановиться и здесь, чтобы немного отдохнуть и сфотографироваться на память.
Дерево в виде буквы Z (фото с сайта диггеров) - Никогда бы не подумала, - с удивлением произнесла Антон, - что бывают такие деревья? - Какие «такие»? - спросил Данила. - Которые растут параллельно земле или даже сверху вниз. - Вот что значит радиация, - сказал на это Влад. - Радиация? - А вы разве не знаете, братцы, что на Бештау раньше вовсю уран добывали? - Нет, - удивился Данила. - Плохие, значит, вы краеведы. Я вот тут, можно сказать, больше не живу, поскольку в настоящее время я - гражданин Украины, а это уже другое государство, понимаешь… Но я об урановых рудниках (сейчас, кстати, абсолютно заброшенных) давно знаю. - А я думал, - сказал Данила, что уран добывают (или - добывали раньше) только на Развалке, около Лермонтова? - Нет. Развалка - это большой карьер, понимаешь! Стройматериалы - и ничего больше. А вот здесь… - здесь руда, урановая руда! Ну, и радиация повышенная, соответственно. - Так значит здесь опасно долго находиться? Облучиться можно?
Опасно! Радиация! - Нет, не думаю. Вот, живут же монахи и - ничего. Даже монастырь, куда мы сейчас идем, опять восстановили. Руда-то залегает глубоко, да и неравномерно, к тому же. - Ага, теперь все ясно, - сказал Данила. - А я-то все понять не мог, что это за странные бетонные будки разбросаны по всей горе? - Ну, это, чаще всего, - выходы наружу вентиляционных шахт. - Ребята, - начала фразу Антон, - я не Винни-Пух, но… - …кажется, дождь начинается, - закончил за нее Влад. Да, надо идти. Что-то темно тут становится - наверное, тучи собираются. - Да, - поддержал его Даниил, - надо торопиться. Если дождь застанет нас здесь - я не представляю себе, что тогда будет! - А что будет? - не поняла его Антон. - Наши кроссовки превратятся в лыжи, - ответил ей Данила, - а вот эта пыльная, сыпучая земля - в скользкий снег. Ты умеешь кататься на лыжах с крутых лесистых гор, Антон? - Никогда не пробовала. - И не дай Бог попробовать! Поэтому лучше нам сейчас, действительно, поднапрячься и как можно быстрее спуститься, наконец, к монастырю. А не то… - А не то... - со смехом передразнил его Влад. - Ну что ты, брат, опять паникуешь на пустом месте, понимаешь? - Я не паникую, - возразил ему Даниил с внезапной вспышкой обиды и гнева, - я просто предупреждаю. И то - потому что уже спускался однажды с Бештау под дождем и знаю, что это такое. - Но ведь ты жив! - посмеиваясь, снова съязвил Влад. - Да, я жив. - Ну, вот видишь! Все будет хо-ро-шо. Вперед, ребята!
Спуск к монастырю И, не дожидаясь ни то кого ответа, он преспокойно зашагал вниз по крутой и петляющей между деревьями едва заметной тропе. Данила и Антон молча последовали за ним, и опасный спуск «неразлучной троицы» с крутых отрогов Бештау вновь продолжился. «Уж не отплатил ли он мне сейчас за свой же конфуз с иван-чаем? - подумал про себя Даниил, все еще не в силах унять обиду. - Неужели он такой? Или просто ради забавы захотел поиздеваться надо мной? Да еще и при Антоне!» «Впрочем, он всегда таким был, - добавил он затем, несколько успокоившись. - Я просто забыл об этом». Наконец, тропа стала заметно положе, а еще минут через десять они увидели в просвете между стволами гигантских буков и сам монастырь. - Ура! Пришли! Слава Богу! - невольно вырвались у них радостные восклицания, ибо это, пожалуй, был конец их сегодняшним мучениям. Расположившись на низеньком каменном недостроенном заборе, они с наслаждением стянули с себя обувь и расправили на траве избитые и вспотевшие ступни. Искалеченные долгой и неудобной ходьбой, ноги болели и ныли. Влад сходил в монастырь и вскоре принес две наполненные свежей и холодной водой большие пластиковые бутылки из-под минеральной воды.
Монастырь - Там у них, оказывается, есть святой источник, - бодро сообщил он. - Это вода оттуда? - Нет. Это простая вода. Я принес ее, чтобы мы смогли обмыть сейчас себе ноги. Сразу легче станет, вот увидите. И действительно, умытые и освеженные прохладной водой и осушенные затем ласковым теплым ветерком, ноги у наших друзей скоро перестали ощутимо болеть, дав им возможность продолжать дальше свой путь. Отдохнувшие, все трое встали, решив осмотреть монастырь. Это был Второ-Афонский Свято-Успенский бештаугорский мужской монастырь (так звучало его полное название), основанный здесь еще в самом начале прошлого века - в 1904 году. Приложил к этому руку, как утверждали летописи, некий иеромонах Герасим из сербского монастыря на Старом Афоне в Греции. Именно он, чье детство и юность прошли на Кавказе, задумал век назад основать на горе Бештау еще один православный монастырь для, как он выражался, «утверждения и просвещения в вере и благочестии там, где в этом имелась нужда и где это было угодно Богу». Он послал своих двух монахов - Иоанна и Сергия - в Москву, чтобы те выхлопотали у властей разрешение на основание задуманного монастыря, и разрешение, конечно же, им было дано. Говорят даже, что место для монастыря было, как будто бы, указано самим святым Иоанном Кронштадским - монахи поднесли ему карту горы и он, ткнув в нее пальцем, указал: «Здесь!» Так или иначе, но 12 ноября 1904 года Святейший Православный Синод издал указ об учреждении Второ-Афонского Успенского монастыря близ города Пятигорска, причем к этому времени все необходимые постройки тут были уже закончены. Самый волнующий момент наступил, когда владыка при закрытых вратах храма воскликнул: "Возьмите врата князи ваша! И возьмитеся врата вечные, и внидет Царь славы!" А в ответ зазвучал хор изнутри храма: "Кто есть сей Царь славы?", после чего сам Преосвященный Гедеон - епископ Владикавказский и Моздокский - торжественно отслужил в храме первую литургию, по окончании которой поблагодарил всех - строителей и ктиторов, благотворителей и посетителей.
Монастырь в начале прошлого века А потом был пожар (когда полхрама сгорело дотла), вскоре после которого не обошли стороной Второ-Афонскую обитель также и бесчинства первой русской революции. Как рассказывают уже теперешние православные «батюшки», «ночью 23 сентября 1905 года около 10 человек «борцов за свободу» с ружьями и револьверами ворвались в монастырь. Злоумышленники пытались проникнуть в настоятельскую келию и убили келейника настоятеля послушника Дмитрия Лихолетова, выскочившего из соседней келии на защиту. Сбежавшаяся на крик находившегося здесь же монаха Досифея и выстрелы монастырская братия с рабочими бросились на нападавших злоумышленников. Церковный сторож выскочил через разбитое им же окно в церкви и начал стучать, и кричать, и тем не допустил злодеев войти в храм Божий. Один из послушников выскочил во двор и начал звонить в набат. Злодеи открыли ружейный огонь и убежали из монастыря. Преследовать их в темноте ночи никто не решился».
Храм современного монастыря
Однако теперь это был уже совершенно другой монастырь. Даже чисто внешне он изменился полностью, так как ни одна из прежних построек не сохранилась (единственное, что осталось от прежнего - это небольшое монастырское озеро неподалеку). Вместо прежнего каменного Успенского храма, трехэтажной келейной, гостиницы для паломников, дома настоятеля и трапезной (а также молочной фермы, огородов, садов и виноградников) теперь здесь высился, прежде всего, небольшой красного кирпича храм в честь святого Георгия Победоносца, а также белокирпичный дом настоятеля и трехэтажная современная (если не сказать - суперсовременная) келейная или, по-иному, «братский корпус». Но, пожалуй, куда более разительными были не внешние, но внутренние перемены, по крайней мере - так показалось это не признающему Православие Даниле, когда тот стал приглядываться ко всему, что происходило в эти минуты вокруг, на монастырской территории. Действительно, сколько Даниил ни всматривался в окружающее, пытаясь «вычислить» хотя бы одного физически работающего здесь монаха, он такового не нашел, хотя, как уже говорилось, каменный забор стоял недостроенным и погода вполне позволяла заниматься продолжением такого строительства. Еще более он был удивлен, когда заметил, что одежда на настоятеле и монахах (а также на монахинях, хотя монастырь был мужским!) была абсолютно новой - такой чистой и отглаженной, что казалось, будто ее вот-вот, буквально минуту назад, купили в магазине и сразу же одели на себя. Ему вспомнился святой Преподобный Сергий Радонежский, который по нескольку лет носил одну и туже рясу, хотя был игуменом большого монастыря. - Да, видно, эти не такие! - сказал себе Данила. - Трудиться, похоже, не хотят, а только «Аллилуйя!» поют, да ручки для поцелуев подставляют.
И вообще, вся территория была настолько чиста и ухожена, словно это был не монастырь вовсе, а какой-нибудь санаторий для отдыхающих в Ессентуках или Кисловодске. В частности, дорожки были выложены тротуарной плиткой (или - иные - посыпаны красным песком и хорошо утрамбованы), а вдоль них стояли многочисленные скамейки для отдыха - точь-в-точь как в санаториях. Кругом были разбиты клумбы, на которых в изобилии цвели цветы. Но более всего поразил и удивил Даниила так называемый «новый современный братский корпус, в котором размещаются кельи для монахов». Это было то самое странное, похоже на круглую башню, необычное здание, которое они заметили еще сверху, когда сегодня утром восходили на главную вершину Бештау. Теперь, оказавшись с этой загадочной постройкой, что называется, «лицом к лицу» и узнав о ее назначении, Даниил поначалу был просто ошарашен. «Вот это «келии»! - восклицал он в сердцах, рассматривая богато и тщательно отделанный «братский корпус», - По-моему, это уже никакие не келии, а номера гостиницы класса «Люкс»!». И он вспомнил свою полупустую квартиру, где он спал на полу на одном матрасе. Подошли Антон и Влад. - Не хочешь зайти в храм, свечки поставить? - спросил Влад. - Нет, пожалуй. Мне это никчему. - А мы с Антоном пойдем. Правда, Антон? - Что же, я не против. Пошли. И они ушли. Данила же, решив поподробней порасспросить насчет дороги отсюда до Лермонтовской, подошел к стоящей неподалеку монахине в черной новенькой рясе и в абс2олютно белом, новом и тщательно выглаженной платке. - Простите, не подскажете как отсюда дойти до станции «Лермонтовская»? - А вот она, дорога-то, - с готовностью помочь указала рукой вдаль та. - Вот по ней идите, никуда не сворачивайте, она вас и приведет туда, куда вам нужно. - А долго идти? - Нет. С Божьей помощью за полчаса и доберетесь. - Спасибо. Однако, разговор на этом не окончился. - Наш-то монастырь не зря тут в горах поставлен, - заговорила она быстро, видимо, не утерпев и начав Даниле «проповедовать» - А все затем, чтобы подальше от мирской суеты быть, да поближе к Господу Богу! Место-то здесь что ни на есть святое, сам отец Иоанн Кронштадский указал его первым батюшкам-то - это еще до революции было. И иконы тут у нас тоже чудотворные, тоже святые - образа Матери Божией Иверской да Иоанна Богослова, Анны да Параскевы Пятницы. И все, все - из Афона, в скиту святого пророка Илии освященные! И ковчег с мощами Киево-Печерских святых в храме стоит - люди приходят, прикладываются, исцеляются. Вот, был даже случай такой: у одной женщины заболел муж… - Простите, но мне уже пора идти, - наконец, прервал ее Данила. - Я в другой раз послушаю об этом. До свидания. - До свидания. Счастливого пути вам, и ангела-хранителя на дорожку! - Спасибо. До свиданья. И он буквально рванулся к дороге, собираясь подальше отойти от непрошенной «проповедницы» и уже там подождать Влада и Тоню.
Парковка близ монастыря (Примечание: в качестве иллюстрации к этой главе см. также фотоальбом "Монастырь на Бештау" в разделе "Фототворчество") |