к Православным сектантам Мир вам, православные церковники!
Итак, вы причислили нас - сторонников и последователей Рерихов и Е.П. Блаватской - к сектантам? Ну что же... - каждый судит в меру своего разумения. Только не ждите, что мы так легко с этим согласимся. Нет! Сам я уже более двух десятков лет изучаю Рериховское философско-духовное наследие (а также по мере сил и труды Е.П.Блаватской) и должен сказать, что чем шире и глубже я знакомлюсь с ним, тем большее удовлетворение (а отнюдь не разочарование) испытываю. Иначе говоря, тем больше убеждаюсь, что все это - Истина. Чего не скажешь о всех других мировоззренческих доктринах, в том числе и о вашей - православной. Но не буду много говорить о себе - хочу поговорить с вами, что называется, “в принципе”: кратко пройдусь по тем шести признакам сектантства, которые вы, по невежеству своему, приписываете и Рериховскому Движению. Признак первый - «религиозный маркетинг». (Надо же, и сюда проникла торгашеская проамериканская терминология!). «Сектантская пропаганда, - пишете вы, - обращена не к уму или сердцу человека, не к высшими его побуждениям, но к страстям, к подсознанию», а также говорите, что мы якобы навязываем свое Учение, да еще и в грубых формах. Сразу по поводу навязывания - несколько выписок из Живой Этики: “Не надо тащить силою на Небо - в урочный час слепец прозревает”. Или: “Зазванный ляжет жерновом на шею звонаря...” И, наконец: “Нужно понять, что даже самое малое насилие неполезно эволюции” - вот вам ответ на эти упреки. Е.И.Рерих в своих письмах настойчиво убеждала: никого не зазывать, никого не насиловать, никому ничего не навязывать. Ну да разве вы читали ее письма!? Вы не «снизошли» до этого... - однако, обвинения бросать горазды. Нет, рериховцы - наверное, единственная из «сект», которая не приемлет миссионерства и навязывания. Никто из нас не будет, подобно кришнаитам или иеговистам, ходить по квартирам и, даже если тебя не пускают на порог, все равно заводить разговоры о Библии, Боге, и т.п. Наши двери для всех открыты, но если кто не хочет идти к нам - никто его за руку затаскивать насильно не будет. Ибо не количество главное, а качество. Если человек еще не готов, то тащи его - не тащи, уговаривай - не уговаривай, толку от этого никакого не будет. Даже наоборот - будет вред. Пусть вызревает. Когда придет время - сам придет и сам спросит. Тогда и ответить ему можно. И нужно. Но не раньше, ибо, как сказано, "слабый не удержит сокровища". Далее, по поводу направленности “не к сердцу и уму”. Надо вам сказать, что Живая Этика - это сложнейшая философия, и лишь высокоразвитому уму под силу охватить ее целиком как целостную систему миропонимания... - то есть она, что называется «не для средних умов». Для постижения и осознания всей космопространственной глубины ее необходима, как минимум, т.н. философская интуиция - результат больших интеллектуально-духовных накоплений, а также (в настоящее время) еще и личная, точнее - индивидуальная, кармическая связь с одним из Высоких Духов - носителей ее. Иными словами - для этого нужно иметь особый, редчайший талант, ибо много умников ныне живет на Земле, но практически никто из них, увы, не способен к подлинному распознаванию Истины. Что же касается сердца, то уже тот факт, что среди 14 книг великого Учения одна называется “Сердце” - о многом говорит. Можно сказать, что все Учение только и делает, что взывает к сердцу человеческому, и не заметить этого может только тот, кто совсем не читал его или, что еще хуже, не желает этого замечать. Так, сердце почитается в нем выше, много выше как рассудка, так и интеллекта. Вот пример: «Что же делать, - сожалеет Учитель, - пусть хотя бы мозгом воспримут те, кто не может принять сердцем». Хотя бы мозгом... Так что Учение Живой Этики направлено как к уму, так и - особенно - к сердцу. Причем, вы путаете “страсти” с «подсознанием». Похоже, вы не знаете, что страсти исходят из низшей - животной - природы человека, в то время как подсознание, а точнее - чувствознание, интуиция есть голос нашего Высшего Я. То есть голос того же Сердца. Полагаю, что здесь не стоит смешивать «Божий дар с яичницей». Тут же и выпад против Центра имени Сергия Радонежского, обвинение его в «мимикрии под Православие». Не обольщайтесь: мы не столь высокого мнения о Православии, чтобы стремиться здесь к какому-либо внешнему подражанию (не говоря уже, что вообще не нуждаемся в том, чтобы кому-либо подражать). А то, что в ваших глазах «мимикрия» - то в наших связь времен и традиций. Только по этой причине иногда рериховцы внешне походят на православных. Но не более. При этом, это мы скорее снисходим до вас, а не наоборот. Плюс ко всему, Сергий Радонежский оттого так почитается среди рериховцев, что, согласно нашему Учению, он был воплощением Владыки Шамбалы - Майтрейи. Для православного уха все это, конечно, ужасный суррогат, но нас это мало волнует, для нас это - Истина. Причем - самая естественная. И потом: нас с таким же «успехом» можно обвинить в «мимикрии» и под любую другую мировую религию, скажем - под буддизм. Почему бы и нет? Но как мы не православные (хотя и православные тоже), так мы и не буддисты (хотя и буддисты тоже): Учение Живой Этики - есть синтез религий. У всех великих мировых религий единый изначальный Корень - Высшая Истина. Иначе говоря, все они изошли от одного и того же Высокого Источника, по-вашему - Бога. И потому мы признаем их все, но только в первоначальном их виде - том, в котором они были даны Свыше. И в этом смысле каждый из нас и православный, и индуист, и мусульманин, и буддист одновременно. Но в то же время мы отдаем себе ясный отчет, что после прошедших долгих веков все эти религии сегодня искажены почти до неузнаваемости людским недопониманием, равно как и корыстолюбием и властолюбием церковников все мастей. И потому, с другой стороны, мы не христиане, не индуисты, не мусульмане, не буддисты, и т.п. «В Центре имени Сергия Радонежского, - пишете вы, - не веруют в Воскресение Христово». В воскресение в Вашем понимании - да, не веруют. И правильно делают! Потому что никакого телесного воскресения Христа на самом деле не было. Ибо Тому, Кто поистине бессмертен - Тому не надо и воскресать. Ну а то “воскресение”, из-за которого вы так переживаете, по сути, было просто высосано из пальца одним “святым отцом” (попросту - очередным человеческим недоумком) по имени епископ Лионский Ириней, который, выбрав для “канонизации” из более, чем ста Евангелий четыре, исходя из своих незрелых философско-религиозных пристрастий сделал в них акцент на идею о «воскресении Христа из мертвых». Не то, чтобы таких слов не было в Священных Писаниях - они были, конечно, но «кульминацией и главным смыслом всего Нового Завета», как говорится, причем - на свой лад, сделал их именно он. Так родилось на свет церковное «христианство», концептуально весьма далекое от того, чему действительно учил Христос. Ибо идею воскресения надо понимать не в телесном, а в духовном смысле. Телесно же смерть Иисуса Христа ничем не отличалась от обычной человеческой смерти, вот почему в то «воскресение», что вы себе воображаете, мы действительно не верим. Ибо это чушь. Но верим, что Иисус после своей крестной смерти (слово «смерть» здесь надо понимать просто как сброс духом своей временной физической телесной оболочки, но не более) продолжал являться своим ученикам. Однако, опять же - не в физическом, но в тонком своем теле. (Физическое же потому бесследно исчезло из гробницы, что сам Он уничтожил его силой своего мысленного приказа, разложив на свободные атомы и, тем самым, развеяв в пространстве - об этом есть указание у Е.И. Рерих). Слова же из Евангелия «...и через три дня воскреснет», породившие столько толкований и ложных выводов, видимо, надо понимать весьма просто: Христос был так истерзан пытками, что даже при всей Его духовной мощи необходимо было, как минимум, три дня, чтобы Он, как говорится, «пришел в Себя» после столь тяжелого своего крестного Подвига. Эти три дня Он восстанавливал Свои духовные силы, а также залечивал раны Своего тонкого тела, прежде чем смог явиться снова своим ученикам. Вот вам вся «тайна» Христова воскресения, конечно, если говорить лишь о теле, а не о духе. Далее: «...Здесь не веруют вообще в Бога». Да, в такого Бога, каким вы его себе представляете - да, не веруем. Личного Бога нет. Но мы верим, что есть Светлая Иерархия небесная - это и есть Бог. И есть закон Кармы. И еще есть т.н. «Дух Святой», или, проще говоря, небесный огонь - психическая универсальная энергия, являющееся основой мироздания. Таковы наши представления о Боге. В такого Бога мы верим. «Почитают Сатану...» А вот это уже просто клевета: не почитают рериховцы Сатану. «Практикуют идолослужение...» Ну, если для вас, к примеру, великий Будда - идол, то, да - практикуем. Ибо для нас Христос - не единственный на Земле представитель Бога, то есть Иерархии Сил Света; единственным «Богом-Сыном» некоего «Бога-Отца», в отличие от вас, мы Его не считаем. Но знаем, что на нашей планете присутствуют Семеро Высочайших Духов, среди которых и Будда. Потому и почитаем Его наравне с Христом. «Направлены на разрушение традиций российской культуры...» Вот что я вам скажу: слишком уж вы абсолютизируете традиционность. Если так рассуждать, то, пожалуй, еще более “традиционным” будет всем нам надеть набедренные повязки, взять в руки дубины и идти искать мамонтов... Почему бы и нет? Ведь так жили наши пра-пра... Традиционность должна органично сочетаться с обновлением, углублением, расширением - только тогда мертвящий догматизм не остановит развитие человечества… - именно так! Да и что считать, собственно, русской Культурой? Одно дело - высокие нравственные качества русского народа, а также выдающиеся творения русских гениев - писателей, поэтов, ученых, архитекторов и т.д., но совершенно иное - ваша Церковь: о ней в нашем Учении однозначно Сказано, что она давно уже превратилась в «рассадник суеверий и предрассудков», а суеверия и предрассудки - это не Культура. Идем дальше. «Двойное учение» - ошибаетесь! Учение наше не двулично. Вовсе не сверху белое, а внутри черное, как полагаете вы, но - и сверху, и внутри белое, а иначе и быть не может. То, что оно как бы делится на экзотерическое и эзотерическое - это совсем другой вопрос. И такое деление существовало всегда. Вспомним Христа, Его знаменитое: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Что бы это значило? Уши-то есть у всех… Или: «Учитель, почему Ты народу всегда притчами изъясняешь? - Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим - в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» Или возьмите свой же «Закон Божий» - разве он полностью тождественен писаниям отцов Церкви? Отнюдь! Но все дело в утонченности мышления, и даже - сознания. Сколько людей - столько и уровней сознания, а значит и восприятия. Что же тут удивительного? И что преступного? Разве не безумием будет допустить, например, преступника в комнату с “ядерным чемоданчиком”? Так и тут: высшее Знание - обоюдоострый меч, не дай Бог вручить его недостойному! И еще раз можно вспомнить Христа: “Не мечите бисера своего перед свиньями, дабы они не потоптали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали бы вас”. Ну что, побил я вас вашим же оружием? То, что уже опубликовано - к тому доступ свободен, но дальнейшие ступени нуждаются уже в более тщательном контроле. И это правильно. Насчет же “тоталитарности” и “программированности сознания”, то это термины были бы в силе, если бы кто-то у нас кого-то к чему-либо принуждал. Но, повторяю - в Рериховском Движении этого нет, здесь принцип один - только добровольность. А раз добровольность, то “тоталитарность” и “запрограммированность” кажущаяся - не что иное, как вера и доверие Руке Водящей. А это прекрасно. И, наконец, о “претензиях на исключительность”. Действительно, мы - последователи Учения Живой Этики - считаем, что обладаем наиболее правильным - и даже единственно верным - Учением о Мире и о человеке в этом мире. Возникает законный вопрос: на чем основана такая “самонадеянность”? Успокойтесь: отнюдь не на гордыне. Здесь все дело, опять-таки, в понятиях о том, откуда идут мировые религии и как вообще т.н.”Бог” руководит человечеством. У вас, церковных христиан, понятия об этом одни (вернее, у вас вообще почти нет об этом никакого понятия, кроме, разве что, формулы: “Неисповедимы пути Господни”), у нас же - иные. И если вы считаете, что только христианство - “от Бога”, остальное же - “язычество” или “происки дьявола”, то мы, как я уже говорил, считаем, что все главные мировые религии - “от Бога”. Что давались они в разное время и разным народам, но давались одной и той же высочайшей Инстанцией - Иерархией духовного Света. Живая Этика - просто последнее из них. Откровение это Высшее дано всего около полувека назад, и потому люди еще не успели исказить его - вот почему оно самое истинное из всех. А поскольку дано оно Высшими Силами - то и единственно верное. Но вовсе не потому, что мы - рериховцы - такие уж все хорошие. Нет! Мы - такие же, как и все остальные. Лично я считаю, что иной православный много выше духовно иного рериховца (хотя возможно и обратное). Даже многие из т.н.“атеистов” - и те могут быть выше, лучше, чище духовно людей, принадлежащей к какой-либо конфессии. Это очевидно. Разве мало тупых и лицемерных людей толпится ныне в ваших храмах? И лучше ли они, скажем, такого героя, как Александр Матросов или Николай Гастелло, атеистов, но - жизнь положивших за Родину, т.е. “за други своя”? Вряд ли... Нет, не лучше они, а, скорее всего, хуже, и намного. Поэтому стоит ли мерить меркой конфессии? Но Живая Этика - надконфессиональна, это синтез всех религий с научною мыслью, потому меркой Живой Этики, полагаю, мерить можно. Это универсальное мерило. Мы же, рериховцы, лишь в том «избранники Божии», что раньше, чем остальные, сумели отказаться учиться по старым, искаженным уже и - по нынешним временам - скудноватым «учебникам Жизни» и взяли на вооружение «новое, исправленное и расширенное» издание Библии - Живую Этику. Вот и все наши достижения, отличающие нас от других людей. Конечно, при прочих равных условиях, как говорится, мы в выигрыше. Но - только в этом отношении. Дальше же все зависит от того, с какой силой и энтузиазмом устремится тот или иной человек по этому духовному пути. Можно, например, еле тащиться по самой прямой дороге и в результате оказаться позади того, кто изберет окольные пути, но будет продвигаться по ним очень быстро. Все искаженные ныне религии - пути окольные, однако все они рано или поздно сольются в будущем в одну светлую и широкую дорогу - к Богу, к Иерарху и Его духовному Свету. Так что вопрос о “людях первого сорта” и “людях второго сорта”, как вы выражаетесь, непрост - очень уж многомерен человек. Ведь почти каждый из нас в чем-то, да может “дать фору” очень многим, кто в других отношениях выше его... Учесть же все это многообразие и вывести единую оценку - это так сложно! Потому и дана заповедь: “Не судите...” Но в Живой Этике к ней добавлено: “Не осуждение, но - шлифовка камня”. То есть без злобы и зависти в сердце размышлять о том, кто лучше и кто хуже, и в чем именно - не возбраняется. И даже - полезно. Но только без злобы и зависти! Кто выше и кто ниже - может указать лишь Иерарх, или еще - сердце человеческое, но очищенное сердце (а таковое не станет презирать другого за несовершенство). Итак, Живая Этика лучше других Высших Откровений по двум причинам: во-первых, ее еще не успели люди извратить (но когда-то и она, надо полагать, тоже будет искажена, и тогда снова будет дано новое, причем - еще более глубокое и расширенное, Учение Сил Света), и, во-вторых, дана она с учетом возросшего, особенно - за последние одно-два столетия, интеллектуального уровня человечества, поэтому дана уже философски и научно. Кроме того, дана она именно для России (на русском языке и через русских пророков Рерихов - это не случайно!), так как именно России предназначено первой проложить путь в новую духовность. Духовность, где, в частности, наука сольется с религией - “Птица человечества не может лететь на одном крыле”. Ваше же Православие обречено в первую очередь именно потому, что оно, утеряв истинные философские основы Учения Христа, идет теперь вразрез с наукой. Для вас мы - люди “заблудшие и обманутые”, но, слава Богу, “не враги”. Что ж, вы тоже не враги для нас, но “люди заблудшие и обманутые”. И когда-нибудь вы прозреете. Плохо лишь то, что произойдет это, по-видимому, не скоро: вы - догматики, а догмы - штука упрямая, вырывать их из сознания ох как тяжело! Потому нам по-человечески жаль вас... Сегодня ваше Православие из ускорителя превратилось уже в тормоз для человеческой эволюции, а вы не понимаете этого. О, если бы глаза ваши хоть немного открылись на Истину! Но нет: об этом остается только мечтать... Потому хотелось бы под конец этого письма выразить только одно пожелание: верьте во Христа по-своему, а нас, рериховцев, не трогайте - пусть мы тоже будем верить в Него по-своему. Ну а время нас потом рассудит. Ведь кощунствуя по поводу Живой Этики, как знать - не кощунствуете ли вы в своем невежестве над собственным Богом - Иисусом Христом? Ибо в Этике сказано, что “учение Христа есть сердце учения Агни Йоги”. И, осуждая нас, не осуждаете ли вы, на сама деле, самих себя? Поостерегитесь также и гнева Божьего... Это все. Конечно. писать можно еще очень много. Но я не столь наивен, чтобы надеяться хоть в чем-либо вас переубедить. Повторяю: застарелые догмы - дело тяжелое... Просто хочу показать, что на ваши “аргументы” могут найтись не менее, если не более, серьезные контраргументы. Да будет с вами Бог! И да просветит Он побыстрее ваше сознание. С уважением, Дмитрий Ничипурович.
|