К р а х СССР: Православие ли спасет Россию? духовные потери и духовные обретения
Сначала - некоторые фрагменты статьи Д.Гаврилова «Что мы потеряли, а что приобрели»: «Подходит к концу третье десятилетие спустя самой трагичной для всего нашего русско-евразийского народа катастрофы — распада Советского Союза. Кто-то смотрит на это в розовых очках, как правило это либералы. Для патриота же это не только траур, но и личная боль. Это боль потери живёт с нами и продолжает терзать наши души. К моменту своего расцвета модель СССР представляла собой развитую Державу, в которой успешно реализовывалась идея цивилизационной интеграции (советский народ) в одну большую интернациональную семью Евразии и её сателлитов по всему миру. В этой Державе сохранялось множество этнических идентичностей, но вместе они образовывали единую цивилизационную группу через коммунистическую идеологию. Суть СССР в том, что это была попытка впервые в истории человечества построить общество, где личный интерес был подчинен общественному, где была ликвидирована возможность эксплуатации человека человеком. Поскольку пропал класс, выкачивающий на свое потребление огромную долю народного богатства, постольку богатство в руках общества резко возросло даже без повышения производительности труда Поскольку общество национализировало капитал, постольку стало проще управлять имеющимся капиталом, организовывая строительство наиболее насущных заводов и фабрик, развивать науку, вкладывать средства в долгосрочные проекты. Поскольку общество национализировало международную торговлю, постольку оно смогло эффективно распоряжаться всей валютой в интересах всего общества Поскольку пропал фактор личной эксплуатации, постольку резко вырос статус человека труда, моментально испарилась безработица. Общество спокойно и уверенно гарантировало трудящимся нормальный рабочий день, больничные пособия, пособия матерям, инвалидам, пенсии по старости, отпуска для отдыха, повышения образования, по уходу за ребенком, технику безопасности, спецодежду и т.п. Просто исчез слой людей, заинтересованных урвать эти средства для увеличения своей нормы прибыли. Поскольку гражданину были предоставлены все возможности для честной жизни и труда, постольку в обществе резко убавилась почва для преступлений и конфликтов Вот, что мы приобрели в СССР в смежных сферах: • Бесплатно дети питались в школах. • Бесплатные поездки детям в лагеря, кружки и секции. • Бесплатное обучение в ВУЗе. • Бесплатно (в порядке очереди) получаешь квартиру. • Безработица отсутствовала. • Качество продукции ГОСТ. • Бесплатная медицина. • «Копеешные» цены на продукты. • Высокое нравственное воспитание личности. • Геополитическое доминирование в мире — СССР как сверхдержава. • Опережающее развитие науки и техники, особенно ВПК. • Ряд различных социальных пособий. • Продуманное социальное обеспечение — зарплаты, пенсии, стипендии. • Отсутствие бедности, качество жизни выше европейских государств. Благодаря либеральным 90-м после предательства, развала государства, произошли резкие изменения. За это время уничтожено более двух третей предприятий страны и целые передовые наукоёмкие отрасли народного хозяйства. Надо понимать, что все события, начиная с 80-х и заканчивая приходом к власти либералов, имели во многом идеологический характер. Обострилось противостояние либеральной и коммунистической доктрины, и последняя обманным путём были низвержена. Во многом дали о себе знать ошибки большевиков — массовые репрессии, гонения на церковь, первоначально антитрадиционный подход, во многом даже тоталитарный. И.Сталин с группой единомышленников смог не только собрать новое государство из обломков Российской империи, освободившее Европу от фашистской оккупации, но и сохранить церковь. В 1927 году митрополитом Сергием Страгородским была подписана «Декларация», согласованная с Сталиным. Документ содержал следующее положение: «Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства, …а с нашим народом и с нашим правительством Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». Слова не расходились с делом, в документе ЦК предписывалось Сталиным воспретить закрытие церквей, воспретить аресты «религиозного характера». Сталин ушёл из духовной семинарии, хотя и был отличником. Причина для большинства людей тогда была одна: в стране господствовал общий дух отступления от жизни по Евангелию О внутренних устремлениях молодого семинариста Иосифа Джугашвили говорят его стихи, печатавшиеся во многих грузинских сборниках и школьных учебниках тех лет: «Шел он от дома к дому, В двери чужие стучал. Под старый дубовый пандури Нехитрый мотив звучал. В напеве его и в песне, Как солнечный луч, чиста, Жила великая правда - Божественная мечта. Сердца, превращенные в камень, Будил одинокий напев. Дремавший в потемках пламень Вздымался выше дерев. Но люди, забывшие Бога, Хранящие в сердце тьму, Вместо вина отраву Налили в чашу ему. Сказали ему: «Будь проклят! Чашу испей до дна!.. И песня твоя чужда нам, И правда твоя не нужна!» Чтобы донести положение вещей в то время, приведём фрагмент из статьи Шкляева: «Со всей пламенной энергией юного сердца, стремившегося осчастливить человечество, он ринулся в революционную борьбу. И за два десятка лет демонстраций, стачек, ссылок, побегов, идейной борьбы, партийных склок, войн, молодой революционер отчетливо увидел, что в среде его сотоварищей намного больше людей, «хранящих в сердце тьму». Их интересовало не величие России, счастье и благополучие людей, а борьба за удовлетворение личных амбиций,корысть, месть, злопамятство. И он стал бороться с этими «старыми революционерами» всеми доступными ему способами. Он боролся за величие России и фактически сохранил Церковь Христову от погрома, проводившегося троцкистами, в большинстве своем ненавидевшими и Церковь, и Россию, и русский народ с его историей. Наверное, неслучайно он был крещен в память Иосифа Обручника, сохранившего Пресвятую Деву и Ее Божественного сына в страшные времена гонений царя Ирода». Сохранилась записка Сталина, в которой он просит не присылать ему из библиотеки «никакой атеистической макулатуры». Совершенно достоверно, например, что Сталин временами любил цитировать Библию. Бывало, даже перед ближайшим окружением (разумеется, теми, кто мог это хоть в какой-то мере оценить) «гордился», что Грузия приняла Православие много раньше, чем Россия. Молотов вспоминал: «Мы все трое были певчими в Церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я. В разных местах, конечно. Сталин - в Тбилиси, Ворошилов - в Луганске, я - в своем Нолинске» Владимир Путин, говоря о роли Сталина в истории России, отметил, что это был человек своей эпохи. И действительно, И.В. Сталин, как человек своей эпохи, поколебался в вере в Бога вместе со всей Россией и вместе со всей Россией в конце концов пришел к Покаянию, сохранив среди всех искушений Церковь Христову. Но назревал новый кризис… Люди, возглавляемые Н. Хрущевым, сразу после кончины Сталина совершили государственный переворот, уничтожив почти всех организаторов разгрома фашистской Германии, и начали новые масштабные гонения на Церковь, вновь стараясь разложить ее изнутри. Впоследствии под лозунгами перестройки коммунистические лидеры предали свою партию, разрушили вопреки воле его народов Советский Союз. Правительство Ельцина, пришедшее в результате вооружённого переворота (расстрел Белого дома), консультировало более 300 американских специалистов из разных сфер. Главред «Независимой газеты» Виталий Третьяков написал в статье «Правительство холопов»: «Давайте называть вещи своими именами: речь, по существу, идет о внешнем управлении по крайней мере экономикой нашей страны» Величайший исторический парадокс конца ХХ века состоит в том, что менее чем за одно десятилетие одна супердержава (США) расправилась с другой супердержавой – Россией, не сделав ни единого выстрела и не пролив ни единой капли крови своих солдат. Такого еще не знала история. Покидая пост президента России, Борис Ельцин попросил в своей прощальной речи прощения у русского народа, но при этом не сказал, за какие же именно грехи. За то, что в декабре 1991 г. подписал в Беловежье декларацию о роспуске Советского Союза, нарушив тем самым волю народа, выраженную за сохранение страны на референдуме в марте 1991 г.? Или за то, что за 10 лет своего правления привел Россию на грань катастрофы? Или за то, что, завладев властью в российском государстве, стал служить американской «закулисе»? В конечном итоге Советский Союз пал, мы потеряли Родину — 14 республик обособились, начался период раздробленности государства. Если главной целью интернационализма было построение коммунизма во всем мире, целью национализма — построение чисто национального государства, то на сегодняшний день ключевая задача евразийства заключается в возрождении нашей Родины, больше нам ничего не надо. С развалом СССР мы потеряли не только какие-либо материальные блага, прежде всего, было потеряно общество созидания — братство, в котором люди с разных уголков страны разной национальности могли не только свободно сосуществовать, но и взаимодополнять друг друга, усиливать своей энергией и коллективной любовью, укрепляя поистине великое государство, которое впервые за всю историю не только запустило человека в космос, не только стала передовой научной и экономической державой, но и государством-семьей, где было особое отношению к человеку, которые в наши дни, к сожалению, увидеть можно крайне редко. Одна большая советская семья духовно воплотила в себе многие христианские заповеди, не осознавая того и продолжая жёсткий атеистический дискурс. Страна, которая не побоялась предложить альтернативу всему миру и стала защитницей угнетаемых империалистическими державами народов, пусть и со своей коммунистической спецификой. И пока мы живём на этом свете мы продолжаем верить в лучшее, надеяться на победу, любить свою страну и свой народ. И действовать согласно мудрости». ДН: - Что мы потеряли, а что приобрели? Что потеряли - автор описал достаточно хорошо, а вот что приобрели?. Снова приобрели веру? То бишь Православие? Снова понастроили церквей? В конце прошлого года один активный деятель церкви (Смирнов) в сердцах посетовал, что ох мало у нас воцерковленных православных - всего-то 2% от общей численности населения страны (да плюс еще 4% - не воцерковленных, но тех, кто более-менее постоянно ходит в храмы). Вот и все. «А как сделать, чтобы было 100%?» - спросили его. Ну, говорит, разве что повесить всех остальных - а иначе никак. Так вот, Смирнову и К очень хотелось бы иметь все 100% русских в качестве православной паствы. И вначале казалось, что так и будет. И попы возрадовались, что вскоре к ним снова вернется их былая власть и влияние, и снова ручки им начнет народ целовать. Ан, нет. Всплеск прошел, и храмы потихоньку стали пустеть. И, что хуже всего, оказывается, что ничего с этим поделать Церковь не в силах. Как бы ни старалась. Не спасает ни тотальная пропаганда, ни господдержка, ни тысячи и тысячи новых храмов… Как говорится. «что-то пошло не так». И чем дальше - тем больше. И вот уже всего-то в наличии 2% настоящих православных, а не все 100, как мечталось. И достичь этих 100% можно, разве что, перевешав остальные 98. Тогда 2% превратятся в 100% Никто, конечно, вешать никого не собирается и всерьез к этому не призывает. Это просто вопль досады и отчаяния, что дела идут вовсе не так, как хотелось и как мечталось. А почему они пошли не так? Почему Церковь стала терять авторитет? Да вот почему: «Но давно сказано, что не хулители от малого сознания спасут Россию, но здравый рассудок наших Иванов. Иван этот предъявит новые требования и запросы, ему нужна будет вера прочная, вера обоснованная и не расходящаяся с жизнью. И провозвестники ее должны будут применить веру эту в жизни на личном примере, иначе не утвердить. Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость, милосердие и защиту Отца Небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен тот религиозный подъем, который ожидается, то по своему качеству он будет иным, и, чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, большой сдвиг произошел в сознании масс. Трудно будет сознанию закостеневшему, не изжившему старые предрассудки. Новая Церковь должна явиться на смену старой …и тогда вся красота подвига Иисуса Христа, вся ширь Его Учения будет понята в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний. И только тогда будет заложена Новая Религия, Религия Святого Духа. «Не на горе сей, не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Е.И. Рерих) Со своей стороны отвечу на вопрос: «Что мы приобрели?» Если в общем, то свободу духовного развития. В частности, стали доступны такие книги, о которых большинство из нас раньше и не слыхивали. Конечно, свобода эта - вещь обоюдоострая: в ней сокрыты не только великие достижения, но и величайшие опасности. Но самое главное - это то, что благодаря этому в России стало доступным и известным Новое Откровение - Живая Этика. И именно через него, а не через Церковь и ее православие, будет «спасена», т.е войдет в Новую светлую Эру, Россия (а за ней весь мир) Подробнее: Россия - это страна и народ, на который Высшие Силы поставили, словно на карту, Будущее планеты. В этом смысле слово «русский» означает «человек будущего». Новое Откровение, по которому и будет строиться это светлое Будущее - Живая Этика - дано именно через русских пророков и на русском языке, и это не случайно. («При изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны. Учение дается не без причины на определенном языке. Данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения. Ничто не бывает случайно. Так, язык, на котором дается Учение, – своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но и каждый народ имеет свою обязанность» - Живая Этика). Этим показано, что первой в Эпоху Духа и Света суждено войти России, а вслед за ней, словно в «прорубленное окно», туда устремится и остальное человечество, тоже «став русскими». В этом и состоит фундаментальная роль России и русских для Будущего «Еретичка» Елена Рерих более полувека своей сознательной жизни в этом своем воплощении практически ежедневно «была на связи» (яснослышание и ясновидение, и даже- эпизодически - непосредственное общение) с Тем, Кто две тысячи лет назад был Иисусом Христом. Свои диалоги с Ним она аккуратно записывала в особые тетради, а затем часть из них оформила и издала в виде книг Живой Этики. Также, согласно этим Записям, она многие-многие века до этого уже была ближайшей Его духовной сподвижницей и ученицей. Это Новое Евангелие и определит судьбы России и мира в Будущем. Именно его-то мы, в первую очередь, и приобрели, когда закончился советский период нашей истории, н это сейчас пока еще мало кто осознает и понимает. Но Будущее все расставит по своим местам. «В чем всемирная задача России? - спрашивал Хомяков, и отвечал - Вывести мир из тупика». Но неужели кто-то думает решить эту задачу навязыванием всему миру православной церковности? Ни буддисты, ни мусульмане, ни последователи какой-либо иной религии, а тем более - убежденные атеисты, никогда на это не пойдут. Россия не для того многонациональна и многоконфессиональна, чтобы превращаться в узкую секту. Но именно для того, чтобы через гармоничный синтез всего многообразия религий (в том числе и научного атеизма) на основе общих принципов духовности объединиться. СБ: - Опять вы со своей Живой Этикой. Что нового в духовном плане она может дать по сравнению с христианством? Ровном счетом ничего. Христианство находится в упадке не из-за того, что оно ущербно в духовном плане, а вследствие расхождения слова и дела. Последнее обстоятельство вынуждает по-иному интерпретировать уже само слово. Духовная суть христианства - это построение свободного общества, так как в противном случае, если в нём будут господа и рабы безропотные, основная заповедь о любви к ближнему становится невыполнимой. Свобода понятие диалектическое, поэтому определить его однозначно можно только в рамках диалектической логики. Свобода распадается на личностную свободу в обществе и общественную свободу для личности. Первое требует синтеза свободной воли индивида с законами мироздания относительно человеческого общества. Эти законы представляют собой систему общечеловеческих (религиозных) ценностей и служат основой такого синтеза. Второе - синтез уже личностной свободы и общественной необходимости в виде правильного устройства общества. Оба синтеза необходимы для установления свободы. Например, свободы не будет, даже если бы люди стремились относиться друг к другу идеально на личностном уровне, но сама организация общества такова, что в экономическом укладе, политической и правовой системе существуют непримиримые противоречия, которые блокируют это стремление. ДН: - «Что нового в духовном плане она может дать по сравнению с христианством? - спрашиваете Вы, и отвечаете - Ровном счетом ничего». Вопрос хороший, но ответ плохой Как Вы можете выносить вердикт «ничего», если Вы не имеете даже приблизительного понятия о том, о чем столь категорично судите? А я, как человек, изучивший немало томов этого Учения, и с годами не только не разочаровавшийся в нем, но все более убеждающийся, что на свете нет (да и не может быть) более глубокого, великого и здравого объяснения Жизни, нежели это, говорю Вам: если есть Истина, то она именно такова. Это, кстати, то же христианство (а заодно и тот же буддизм, тот же ислам, тот же индуизм, и т.д, и даже та же истинная наука тоже - ибо все едино), но расширенное и углубленное, а также очищенное от вековых людских лжетолкований. И поскольку оно расширенное и углубленное, то в нем и содержится новое и важное. И немало. Важно ли это новое в духовном плане? Безусловно. В «Боженьке» многие люди давно разуверились, но если бы они узнали - не на уровне «уверования», а в качестве непреложного научного факта - о существовании духовных космических Законов, коим подчиняется их жизнь, то нынешние 2% т.н. «верующих» превратились бы во все 100% уже не только верующих, но при этом еще и знающих. И тогда люди без лишних увещеваний и по своей воле вместо погони за сиюминутными материальными благами полностью переключились бы на свое духовное развитие. Но с нынешней церковной «христианской» доктриной этого никогда не будет - настолько в основе своей она несуразна. И проверить ее практикой невозможно. Вы ошибаетесь, когда говорите, что кризис в Церкви вызван недостойным поведением некоторых из «слуг Господних» Если кто-то плохой христианин - то это вовсе не значит, что и ты должен быть таким же. Он плохой, а ты будь хорошим. Это не оправдание. Но кризис именно концептуальный. И эту плохую концептуальность нынешнего «христианства» полностью выправляет Живая Этика. Однако, с Вашими рассуждениями о свободе я полностью согласен. СБ: - Вы опять ничего не поняли. Камень преткновения общества не в том, чтобы определить, что есть хорошо и плохо для человечества, поскольку это тривиально, а указать, как перейти от плохого к хорошему, учитывая природу человечества. У Христа в учении есть указания на то, как это можно сделать абстрактно, но конкретную реализацию того, что было сказано, должны осуществить именно люди. В этом смысл понятия свободы, которая может быть только осознанной, а не продиктованной извне. Поэтому после Христа ничего нового о духовном сказать нечего, надо найти путь воплощения в реальность всего того, что было им сказано. ДН: - Я понимаю много больше, чем Вы о том полагаете. А насчет «камня преткновения» есть в Живой Этике такая простая, но очень мудрая фраза: «Надо затратить много сил, чтобы понять, где добро». Так что это отнюдь не тривиально - это как раз один из камней преткновения. По вопросу о свободе: Высшие, действительно, ничего не «диктуют извне» - они лишь Указывают путь, оставляя волю человечества свободной - идти или нет по этому пути и как идти. И таково не только Учение Христа, но и все остальные великие Учения, из которых потом люди сделали свои «религии». И таково же, естественно, и Новое Откровение - Живая Этика. Также Они (Высшие) ничего не «разжевывают» и не «раскладывают по полочкам» - Они намечают лишь «общие вехи пути». Все остальное должно сделать человечество само. Это тоже уважение к свободной воле и достоинству человечества. «Раскрыть все - значит украсть у человечества победу». К тому же, Они именуются Учителями (и Христа ученики называли Равви). но даже рядовой школьный учитель, объяснив ученикам суть Закона и показав как этот Закон следует применять на практике, не будет затем решать за учеников задачи, на которых те должны научиться этому Закону Как видите, «смысл понятия свободы» я осознаю не меньше, чем Вы. А теперь я в свою очередь скажу Вам, что Вы (и подобные Вам «христиане») не понимают, когда говорят, что в Евангелии «уже все сказано», а значит никакого «Нового Откровения» больше не нужно, а потому его и быть не может. Вы тут постоянно кичитесь своим «пониманием» диамата, но даже там (не говоря уже о ЖЭ) указано на диалектическое единство абсолютной и относительной Истины. Мир находится не в статике, а в динамике, не «круги своя», а витки спирали - спирали эволюции - вот что необходимо «христианам» постоянно держать в уме, тогда, быть может, они осознают, что к Истине можно приближаться бесконечно. Учителя и приближают нас к Ней бесконечно, последовательно Давая человечеству Ее же во все новых и новых аспектах, а также на более высоком уровне сложности, нежели раньше. Сейчас мы находимся на историческом рубеже смены двух великих Эпох (или Циклов) в эволюции человечества. И то, что годилось для предыдущего Цикла, уже недостаточно для нового. «Старые символы не в силах ответить развитию миропонимания» (Е.И.Рерих, 02.09.39). Потому былые религии с их слепым «уверованием» уйдут в прошлое, а их сменит научно-философский духокосмизм, вершиной которого и является Откровение Живой Этики. И без этого никакой Новый Мир не построить СБ: - Цитата: "Надо затратить много сил, чтобы понять, где добро". Зло имеет своим основанием грехи человечества, которые перечислены в 10 заповедях Христа. Возьмите любое проявление зла и проанализируйте его. Вы неизбежно придёте к одному из грехов, перечисленных в этих заповедях. То есть базис есть, от которого нельзя ничего ни прибавить, ни отнять. В основной же заповеди Христа даётся универсальное правило поведения людей, которое указывает путь, идя по которому, можно избежать всех грехов сразу. Так что если желаешь следовать учению Христа, то отличить добро от зла просто. Если же хочется грешить, то тогда появляется желание интерпретировать по-своему учение Христа, подгоняя его под свои амбиции. При этом все становится очень сложно и запутанно.. ДН: - Если бы все было так просто, как Вы говорите, мир давно бы уже достиг гармонии и человечество уже жило бы при коммунизме (христианском). Но реальность, увы, говорит об ином. СБ: - Кто вам сказал, что это все просто? Я вам говорю, что это очень сложно, так как для достижения гармонии в обществе, необходимо всем отказаться от греховной жизни, что в условиях рабовладельческого, феодального или буржуазного общества практически невозможно сделать. При такой парадигме устроения общества нет условий для синтеза общественной свободы для личности. Возможно, что отдельные личности и смогут преодолеть барьер греховности, но в своем подавляющем большинстве люди никогда этого не сделают. Так и останутся грешниками. Здесь не поможет ни религия, ни светские учения, посвящённые проблеме нравственного поведения личности. Только адекватное устройство общества во всех его аспектах сделает возможным преодоление греховности большинством людей. ДН: - Пожалуй, фрагмент моей статьи «Эволюция и спасение» хорошо подойдет для ответа на Ваши доводы. «Один философ, не буду называть здесь его фамилии, очень любит тезисы - его статьи всегда написаны обобщенно и кратко. В чем-то это хорошо: «Надо еще короче говорить. Каждое слово - словно удар по наковальне. Не нужно дребезжать молотом!». Вот и Евангелия - это тоже, вообщем-то, тезисы. Но тезисы сами по себе допускают весьма широкие и зачастую противоречивые трактовки и смыслы и потому они немыслимы без своей «второй половинки» и дополнения - многих томов подробных комментариев. Ибо только таким образом может быть достигнуто спасительное равновесие (или диалектическое единство) относительных противоположностей, каковыми являются одновременные простота и сложность. Вот красноречивый пример из «Тайной Доктрины»: «..таковы труды Лао-Цзы, предшественника Конфуция, - пишет Е.П. Блаватская. - Говорят, что он написал 930 книг по этике и религиям, и 70 по магии - всего, 1000. Тем не менее, его большой труд «Дао-дэ-дзинь», сердце его доктрины, и священное писание «Дао-Цзы» имеют только около 5000 слов, то есть едва 12 страниц» Итак, пара основных книг по 12 страниц каждая и - тысяча томов комментариев, без которых в этих основных книгах невозможно будет однозначно разобраться! В христианстве роль основных книг, несомненно, играют Евангелия (и еще Послания и Деяния Апостолов), а где же соответствующие им многочисленные тома комментариев? Они были, но почти все уничтожены, причем сделано это вовсе не кем-то со стороны, а «святой» христианской Церковью. Так, хотя сам Иисус и не писал книг, однако после своего Распятия он в течение 11 лет в тонком теле Света являлся Марии Магдалине - своей самой образованной ученице - и диктовал ей тексты Учения о «тайнах Царствия Божьего». Но где они ныне, эти бесценные Записи, эти «Большие и малые вопросы Марии Магдалины», эти первые из столь необходимых томов с комментариями к Евангелиям? Верная догадка! Да, практически уничтожены Церковью. Лишь малые фрагменты из них, да и то - искаженные гностиками, дошли до нас. Далее, едва оправившись после своего Христова подвига, Великий Дух вновь идет на воплощение в земную «юдоль скорби и слез» - рождается как философ Ориген. И пишет массу сложных, но таких необходимых для уравновешивания евангельской простоты философских книг. И что же? Все те же церковники, именующие себя христианами, в итоге лишают Его всех богословских званий и титулов, сажают на долгие годы в тюрьму, а книги Его почти все запрещают и уничтожают. («Он же в своем воплощении как Ориген, - писала об этом Е.И Рерих, - приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения Иисуса Христа, томился в тюрьме»). Более того, затем уже в VI-м веке на V «Вселенском» Соборе объявляют философию «этого столпа истинного христианства и мученика невежества своих современников» (Е.И. Рерих) «ересью». Забавно, если б не плачевно! Ведь таким образом они, по существу, постановили, что Христос сам создал ересь на собственное Учение - то, за которое Он в прошлом своем воплощении заплатил мучительным Распятием и жизнью. Так вот, если бы для спасения было достаточно Евангелий, то Христос не делал бы ни того, ни другого… Поэтому сложность и «заумность» так же необходима, как ясность и простота Когда Е.П. Блаватской задали вопрос нужна ли «вся эта метафизика и мистицизм» простым людям для их «спасения», она ответила: «Для масс, которым нужно только практическое руководство и поддержка, они не имеют большого значения. Но для образованных, настоящих вождей масс, чей образ действий и мыслей рано или поздно будет усвоен этими массами, они имеют огромнейшую важность».
|