ВОЗРАЖЕНИЯ КУРАЕВУ (ОТ АВТОРА) «Твоим же салом тебя же по сусалам» (народная поговорка) От автора Эта книга написана на тему «Новое Провозвестие и «христианство». Это означает, что речь в ней идет не только об учении христианских церковников, но и о Живой Этике и Теософии. Из оглавления достаточно ясно видны главы, в которых можно ожидать изложения подлинно теософского и рериховского мировоззрения. Кроме того, тем людям, у которых нет сомнения, что Новое Провозвестие – НЕ религия, а философия, я бы советовал пропустить первую часть и начать читать книгу с шестой главы. Именно со второй части и начинается собственно философское сопоставление теософии с церковным квазихристианством. А значит, речь пойдет не только о церкви, но и о том, что бесконечно важнее этой церкви – о подлинном Христианстве (без кавычке и с большой буквы) и о том, чем оно отличается от «христианского» поповства. Мне самому изучение этого поповства помогло лучше понять Новое Провозвестие. Нет, я не шел, как было с другими, от церковной обрядности к научно-философскому мышлению, от религиозного поклонения к осознанию вечного духовного Первоначала в мире. Уже будучи довольно начитанным «рериховцем», я стал понемногу почитывать также и церковные книги. В результате многое в подлинном Учении Света стало для меня яснее. Да, действительно многое проясняется, когда сопоставляешь научно-философский космизм Нового Провозвестия и невежественные писания разных церковников. Дело в том, что космизм в некотором смысле – природный враг «христианства». Только не так, как волк, к примеру, является естественным врагом зайца. И не так, что если у черепахи толстый панцирь – значит у кого-то слишком острые зубки. А так, что если уровень сознания еще невысок, то и Новое Провозвестие становится такому сознанию, как говорится, «не по зубам». И те, кому оно не по зубам, в итоге начинают на него лаять из подворотни, как шавка на слона. Новое Провозвестие можно назвать также и Новейшим Заветом. И эти новейшезаветные книги, конечно, достаточно полемичны. И как любые полемические сочинения их нельзя вполне понять, если не знать, какие идеи и доводы выдвигают против них оппоненты и на какие положения той Доктрины, что в них содержится, они нападают. Нынешняя теософия имеет много общего с гностицизмом эпохи начала христианской веры – гностицизмом, который существовал еще до христианства. Потому, когда т.н. христиане (в частности, в лице Апостольской Церкви) стали провозглашать тезисы, перетолковывающие «шиворот-навыворот» их – гностиков – доктрины, то последние, естественно, начали с ними богословскую полемику. Да, именно гностицизму противостояла Церковь в течение этих первых веков и именно в этой своей полемике с ним она «ковала» свои новые «божественные» догматы. Так было, как минимум, начиная с жившего во втором веке Иринея Лионского, который (как писала в «Изиде» Е. Блаватская), «взялся сам за изобретение новой религии, которую извлек из глубин собственного воображения». Самое известное сочинение Иринея Лионского («Против ересей») представляет собой полемику именно с гностицизмом. Вот эти-то сочинения тогдашних «святых отцов» наподобие Лионского, и формировали учения раннего христианства. И длилось это три века – I, II и III, пока церковь не уничтожила гностиков – причем, вовсе не идейно, а скорее физически. Но с идеями расправиться не так просто, как с людьми... – и вот, к досаде нынешних церковников, в XIX веке философия гностиков, да еще и углубленная и расширенная, вновь оживает – на сей раз в виде Теософии, данной Учителями Шамбалы через Е. Блаватскую. И опять «оттеняет» собой догматы церковного «христианства», выявляя на свет дня всю их несуразную и лживую подноготную... Почему среди моря различных «христианских» школ в данной книге избрана для сопоставления, прежде всего, именно РПЦ (Русская Православная Церковь)? Ведь настоящих «воцерковленных», т.е. «упертых» последователей ее, не так уж и много в сегодняшней России. К счастью, да. Но, тем не менее, попохристианство в целом, во всей совокупности десятков (или даже сотен) своих школок и секточек, до сих пор весьма распространено во всем мире, да и активно тоже. А среди разных российских «християн» православные – это самая влиятельная и самая известная секта, по крайней мере – в России. С «христианством» же вообще, т.е. с как таковым, спорить слишком уж хлопотно. Докажешь, что некоторые утверждения некоторых «христианских» авторов не отвечают ни критериям науки, ни критериям простого здравого смысла – а остальные попохристиане тут же тебе возразят: «Ну, так это же нас не касается. Для нас критикуемый вами автор совсем не авторитетен. Вы бы ознакомились сначала с книгами нашей Церкви!». А на каждый чих, как любят говорить сами попы, не наздравствуешься. Поэтому, для постоянного диалога нужно выбрать такую «церковь», которая достаточно определена в своих взглядах. И еще: которая не считается периферийной или еретической, которая изложила свои доктрины письменно и, наконец, в которой завершен процесс формирования канонически значимых вероучительных текстов. Совершенно очевидно, что в России этим требованиям лучше всего отвечает именно учение РПЦ – секты никак не «периферийной», хотя бы с точки зрения ее роли в современном российском социуме. При этом и способ мышления данного (православного) вида «християн», и основные черты их мировоззрения являются общими для основного круга современных «християнских» сект и конфессий во всем мире. В предлагаемой книге два тома. Первый больше говорит о псевдохристианском церквианстве (поповстве), чем об истинном Христианстве - Новом Провозвестии. Но очевидно, что было бы невозможно ограничиться лишь критикой такого квазихристианства, и необходимо дать хотя бы краткое позитивное изложение основных положений Новейшего Завета. Поэтому второй том излагает те стороны единой и исходной общемировой Религии Мудрости, которые вновь воссозданы в этом Новом Провозвестии (Живой Этике и Теософии) и которые к настоящему времени более всего искажены и выхолощены в мировом, в том числе – и в православном, попохристианстве. |