Белла Ахмадулина «По улице моей...». О чем стихи?
Как писал поэт Тютчев, «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» - отзовется в других сознаниях. Об этом – данный материал. На платформе «Дзен» прочел недавно мысли одного блогера о стихотворении Беллы Ахмадулиной «По улице моей...» - том самом, на которое затем композитор Микаэл Таривердиев написал песню для т/ф «Ирония судьбы», а Алла Пугачева гениально спела ее там за кадром под простую акустическую гитару. Это стихотворение Беллы Ахмадулиной не выходит у меня из головы, - написал блогер. - Как поэтесса могла написать такие строчки в 22 года "По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят"? Это гениально. Понятно, что талант, понятно, что Господь поцеловал, понятно, что осенила цепь каких-то образов. Да, еще вдохновение тоже никто не отменял. Но в 22 года! Так не мыслишь и не чувствуешь! У меня одно объяснение – это кто-то девушке нашептал, а она записала. Кто этот загадочный гений? Вот полный вариант стихотворения Беллы Ахмадулиной, которое она написала в 1959 году: «По улице моей который год… По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья. Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, друзья мои, туманит ваши очи. О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным. Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою, утешусь, прислонясь к твоей груди, умоюсь твоей стужей голубою. Дай стать на цыпочки в твоем лесу, на том конце замедленного жеста найти листву, и поднести к лицу, и ощутить сиротство, как блаженство. Даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы, и — мудрая — я позабуду тех, кто умерли или доселе живы. И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты. И вот тогда — из слез, из темноты, из бедного невежества былого друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова». Не могу сдержаться и еще раз не сказать – гениальные стихи написала поэтесса в 22 года. Или ей их кто-то продиктовал? А теперь - Обсуждение: ДН (Дмитрий Ничипурович): - «Но в 22 года! Так не мыслишь и не чувствуешь! У меня одно объяснение – это кто-то девушке нашептал, а она записала». Да нет, не нашептал никто. - Дмитрий, кто, кто... Да Сатана нашептал, кто ж ещё? В качестве платы за продажу души, не иначе. - Точно, он. Он нашептал. Вообще, все хорошее - от Бога, а все плохое - от дьявола. - Серьезно? - Ну, если серьезно, то разгадка в другом – в реинкарнации. - Реинкарнация... – это как? - А вот примерно так: Из моей статьи о реинкарнации «Закон естественного бессмертия»: «... на таких конкурсах, как «Щелкунчик» (имею в виду конкурсы юных талантов) всегда более всего изумляет и озадачивает именно «как же это она, еще ребенок совсем, в свои десять лет столь эффектно, мощно и многокрасочно исполняет Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Феликса Мендельсона?». Ведь чтобы проникновенно и мощно исполнить «взрослую» музыку, надо самому иметь взрослый жизненный опыт, и глубокий опыт. А, спрашивается, откуда он может появиться у 10-летнего ребенка, способного ответить на такое недоумение лишь невинным «Не знаю»? На этот вопрос не будет внятного и убедительного ответа до тех пор, пока в обществе живут такие предрассудки, как, например, таланты раздает некий Бог: одному - дал, другому - не дал… - это якобы Его непредсказуемая и непостижимая воля. Или другой - «научный» - предрассудок: талант - есть результат счастливой генетической случайности. В итоге возникает некое отклонение от нормы, уникум. И вот человек без соответствующего жизненного опыта в чем-то проявляет себя так, словно такой опыт у него есть...» А теперь ответ: «Но, нет. На самом деле, нет никакого Бога, который якобы раздает «дары» - разве что только тот, который живет в глубинах духа каждого из нас. В духе человека скрыт бесконечный творческий потенциал, и извлечь его наружу и овладеть им - есть космическое предназначение человека. Поэтому дело совсем не в генах и их слепой наследственной игре, а в усилиях самого человека. Человек - это дух, а не тело, и готовясь родиться в этот мир, он не формируется с нуля в чреве матери, но там формируется лишь его будущее тело, а сам он как дух постепенно входит в развивающийся плод и осваивается со своим будущим организмом. До рождения дух живет в «загробном» тонком мире, и после смерти уходит туда же, и так повторяется много-много раз. Вот во время этих своих «прошлых жизней» он и накапливает свой взрослый жизненный опыт. Таким образом, все дело в законе перевоплощений (реинкарнации). Сейчас он отрицается, и даже над ним насмехаются невежды, однако, вскоре он станет научным фактом, и тогда природа талантов и гениальности человеческой станет ясной. А именно: секрет прост - это труд, труд и еще раз труд, и ничего более. Или, как сказано в «Чайке Джонатан», тренировка. Такие юные музыканты очень много потрудились над своим музыкальным развитием в целом ряде прошлых жизней и принесли в духе своем в эту жизнь сильнейшее устремление и любовь к музыке, поэтому их нынешний ранний триумф - заслуженный результат этого труда». - Дмитрий, может быть, вовсе и не Бог нашептывал? Кстати, уже даже фильм есть о писателях, которые пишут свои произведения инкогнито и печатают под чьим-то раскрученным или, наоборот, неизвестным именем. Вот, например, уже давно идет спор: кто написал «Конька- горбунка» - Пушкин или Ершов? А взять поэтов: имя раскручено - и можно под эти именем публиковать что-то от других авторов. Просто раскрученный бренд, на который уже могут трудиться другие люди, причем разных возрастов и разного образования. Отсюда и нестыковки в восприятии. Кстати, со «Стихов.ру» некоторые личности крадут стихи и размещают потом под своим именем. - Ну, чисто теоретически такое, конечно, возможно. Хотя мне трудно представить Беллу Ахмадулину, читающую со сцены эти стихи и при этом прекрасно знающую, что это стихи не ее. Ну, прямо-таки, «А где мне взять такую тещу, чтоб мне купила «Жигули», и чтоб никто не догадался, что это деньги не мои?». По-моему, так выдавать чьи-то стихи за свои – это для истинного и уважающего себя поэта неприемлемо, как, впрочем, и печатать свои под чужим «раскрученным брендом». Тем более, с явной нестыковкой по возрасту... Словом, будь я поэт, я бы никогда на это не согласился. Но ведь такой феномен проявляется не только в поэзии, а во всех областях творчества. И если, скажем, малыш играет Бетховена на уровне зрелого взрослого музыканта – как технически, так и выразительно, то тут уж подобной версией, согласитесь, этого никак не объяснишь. Реинкарнация – это не байки, это очень серьезно. Это один из фундаментальных законов Мироздания – ни больше, ни меньше. - Дмитрий, по стихам и прозе всегда можно предположить, кто писал и каков возраст писателя. Вряд ли девушка в 20 лет мечтает о тиши библиотек, строгих концертах (в консерватории, наверно). Это как-то больше для более зрелого возраста подходит. Но ладно, допустим - мечтает. Но тут возникает "природа, прислонясь к моим плечам..." - это же противопоставление, в принципе. Блага урбанизации и изначальная природа в чистом виде не стыкуются. И эта нестыковка может говорить либо о незрелости и метании, либо о подтасовке, т.е. возможно, что стих писали два человека. Нет, я ничего не утверждаю, просто я так чувствую. А, кстати, насчет музыки: Вы не назовете, кого конкретно имеете в виду? - Говорите: «В стихах и прозе всегда можно предположить кто писал и каков возраст писателя». Думаю, что не всегда. Для людей вполне заурядных это, может быть, и так, но не для больших талантов и гениев. (А Ахмадулина – это талант большой). Если в прошлых «жизнях» (воплощениях) человек много выстрадал и много испытал в жизни, а также и активно развивался творчески, то в своем следующем воплощении он если и не становится вундеркиндом, то может (как, в данном случае, Белла Ахмадулина) будучи еще в молодом возрасте уже писать как мудрый человек. Поэтому никакого принципиального противопоставления «благ цивилизации» и «изначальной природы» я тут не вижу, и никакой подтасовки тоже. И считаю, что стихотворение это написала сама Белла Ахмадулина. Но, разумеется, это – лишь мое личное мнение, а Вы вольны думать как Вам угодно. Что касается музыкантов, которых я имел в виду, то это, прежде всего, участники ежегодного международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», и особенно – его финалисты-победители. Если вспомнить еще советские времена, то, в частности, это Евгений Кисин. - Дмитрий, исполнять чужие мелодии, конечно нелегко, но при длительных тренировках возможно, особенно в молодом возрасте. А в чем мудрость стихотворений Б. Ахмадулиной? И конкретно этого стихотворения? После предательства со стороны друзей (причем, не совсем понятно, кто эти друзья - можно только предполагать, что это поэты-мужчины) Белла не нашла ничего другого как уйти в параллельную реальность. Ну да, это отречение, возможно, было ею рассмотрено как путь к спасению в какой-то конкретной ситуации. Но свое личное шкурное спасение у нее тут представлено как некое прозрение и обставлено с большим пафосом. А я думаю, что об этом лучше бы помолчать. Ведь она представила себя как слабого человека, который ничего не может противопоставить негативным процессам и просто уходит от решения проблем к природе и в библиотеки. Она что - агроном, чтобы природа к ее плечам прислонялась? Вот у меня дед бесплатно на нескольких гектарах посадил сад в деревне - вот уж, действительно, природа к его плечам прислонилась. Но Ахмадулина как бы превозносит себя, будто только ей ведомо неведомое. Она вроде как - дитя природы, а остальные – это выкидыши. - Если число 18 в Вашем нике говорит сколько Вам сейчас лет, тогда я могу понять Ваши мысли. Но должен, к сожалению, сказать, что Вы пока еще плохо понимаете то, о чем, вообще, это стихотворение Ахмадулиной. Пишете про ее уход в какую-то «параллельную реальность» как путь к какому-то «спасению»... – да ничего подобного! А это именно прозрение – прозрение в сокровенную суть Бытия. Боль от предательства близких, и, как результат - тяжкое одиночество, страдающую душу возносят до такого прозрения. И тогда ей открывается неземная мудрость («Свой тайный смысл доверят мне предметы»). А секреты «детские» потому, что все гениальное просто (хотя одновременно и бесконечно сложно), а Природа гениальна. И уже с высоты этой мудрости приходит и понимание, и в чем-то оправдание, а самое главное – прощение, некогда предавших друзей. В результате черты их, появляясь перед ее - души поэта - мысленным взором и растворяясь снова, опять становятся прекрасными, и, прощая, она «благословляет их на все четыре стороны» с миром. И это не слабость, а наоборот, обретение новой силы духа – стать выше былых обид, простить и увидеть снова «прекрасные черты» в своих друзьях. Вот как-то так... Очень трудно пересказать содержание стихотворения простыми словами. Но говорить, что если сажаешь сад, то тогда действительно «природа прислоняется к твоим плечам» - извините, но это значит грубо не чувствовать поэзии. - Как-то незаметно в ней особой мудрости. Это просто стихи молодой незрелой девушки, которая в обидках на весь белый свет, но в то же самое время - с претензией на какую-то просветленность недоступную другим людям. Ей нужно было что-то противопоставить каким-то друзьям, ее предавшим. И вот - она противопоставила им свою загадочность и зрелость не по годам. Но все это, при некотором - даже поверхностном - рассмотрении, выглядит странно. Ведь "тишь библиотек и концертные залы" строили и обслуживали мужчины. Так что, удаляясь туда, она признает их власть над собой. Вот, пожалуй, «тайный смысл предметов» - это глубоко написано. Но если бы не упоминалось слово «предметы». Предметы могут доверить тот смысл, который вложили в них создатели этих предметов, то есть их смысл уже кто-то из людей создал и понял до нее. В каждом человеке заключена тайна мироздания, любой человек носитель этой тайны и каждый человек осознает мироздание в том объеме, в котором требует его сущность, и чужие секреты ему не нужны. Кстати, если ей открылись некие секреты, то почему она с ними не поделилась в своем последующем творчестве? А то получается: я знаю некие секреты, но вам не скажу. А вот лично мне ее секреты ни к чему. А Вас, похоже, она зацепила этими "секретами". Скорее всего, она кажется Вам небожительницей, сошедшей на землю. А для меня это - стихотворение ловкой манипуляторши, умеющей прекрасно жонглировать словами. Вам, может быть, неприятно читать то, что я пишу, и Белла кажется, вам нежным ранимым созданием... - может так оно и есть. Но это стихотворение не дало ей сил. А дает ли, в таком случае, оно силы другим людям? Или оно уводит в потусторонний мир и обессиливает? Возможно, для одиночного прочтения в минуты печали эти стихи и прекрасны, но их талдычат с каждого утюга, и они потеряли первоначальный смысл. - До чего же все-таки превратно Вы понимаете стихи Ахмадулиной. Не думаю, что она противопоставляла «свою какую-то просветленность недоступную другим людям» мужчинам, и в частности - строителям библиотек и концертных залов. Такая Ваша трактовка выглядит просто анекдотично. Уже потому (это не так), что она тут не утверждает, что уже достигла такой просветленности. Она говорит «Даруй мне...», т.е. еще только просит о таком даре. И все последующее – это ее мысли о последствиях его. Поэтому Ваши претензии к Ахмадулиной тут необоснованны. Также и в строке «Свой тайный смысл доверят мне предметы», под такими «предметами» вовсе не подразумеваются какие-то обиходные вещи – стол, стул, чашка, ложка, и т.д. А тут, чтобы правильно понять, можно вспомнить о кантовских философских категориях, именно - «вещь для нас» и «вещь в себе». Так вот, «тайный смысл» предметов - это нечто вроде кантовской «вещи в себе». Это скрытая и сокровенная (оккультная) сущность Природы, она же – и ее «детские секреты». И хотя, действительно, «любой человек - носитель тайны мироздания», но что «каждый осознает мироздание в том объеме в котором требует его сущность», и что поэтому «чужие секреты ему не нужны» - неверно. Каждый осознает настолько, насколько позволяет ему это достигнутый им на данный момент его уровень сознания. А этот уровень имеет свойство изменяться со временем – возрастать или, наоборот, снижаться. Также люди в процессе общения взаимообогащают сознания друг друга, потому им нужны «чужие секреты» Но больше на эту тему я спорить с Вами не хочу. - Дмитрий, а к кому она обращается "даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы"? Кто ей должен это даровать? Ей уже это даровано, и, кстати, теми мужчинами, что в тумане растворились. А что касается «тайного смысла предметов», то она именно о предметах и писала. У нее есть, например, стихотворение об автомате для газированной воды, и еще есть подобные стихи. Она наделяла предметы мистическим смыслом, но изначально эти предметы уже были созданы, и в них был заложен смысл, включая и ее размышления в какой-то мере. Отрывок из ее стихов: "Вот к будке с газированной водой, Всех автоматов баловень надменный, Таинственный ребенок современный Подходит, как к игрушке заводной... " Мне ее стихи кажутся необычными и нравятся, но я вижу в них некоторую незрелость, которая в зрелость не переросла. Я читала и ее поздние стихи. Что касается детских тайн природы, то человек для природы - дитя, а природа для него - мать в какой-то степени, так что не все так однозначно. В этой Белле гордыня есть: и от мужчин она отреклась, и природа ей дитя, и предметы, уже кем-то созданные, только ей тайный смысл открывают. Если бы она все это потянула, развила, переосмыслила с возрастом, а ведь в ней талант был... - «А к кому она обращается?» К одиночеству: «О, одиночество, как твой характер крут!» То есть к Судьбе, к самой Жизни, к Богу, если угодно... А «детские», применительно к тайнам Природы, означает (как я уже Вам говорил) «простые» - вот как заповеди Христа, например. Коротко и ясно. Но Вы, разумеется, имеете полное право оставаться при своем мнении. И мне больше нечего сказать Вам. - Дмитрий, возможно, что тайны природы можно ощущать, как детские наивные и чистые, в этом случае рождается ответственность за природу, ибо она прислонилась к твоим плечам и просит защиты. Но описываемое Беллой Ахмадулиной настроение женщины явно показывает, что в эти трудные для нее минуты она не в состоянии оказывать поддержку. Она сломлена, и ее одиночество почти как смерть. Но можно ли, игнорируя мужчин, и уединившись в своей печали, одиночестве и тоске, оказать эту поддержку? Не лучше ли найти путь к своим друзьям и действовать вместе? А вот, если она чувствует, что этого пути нет - вот это действительно трагично. Значит, она знает или предчувствует для себя что-то трагичное, не имеющее обратного хода. Но ведь миллионы женщин этого не чувствуют, а она словно заражает их своим настроением упадническим. Мне, кстати, весьма странно, когда именно мужчины, как Вы или Рязанов, например, считаете отречение от людей, женщин от мужчин - правильным. За этим ведь следуют "вечерние поля в росе, над ними вороны..." Ну, может, и не следует. Но в фильме Рязанова, как-то рядом эти две песни прозвучали... - Нет, я не считаю «отречение от людей, женщин от мужчин» правильным, да и, думаю, Эльдар Рязанов тоже так не считал. Да и Природа – не дитя, а скорее мать, Бог(иня) если угодно. И потому она НЕ «просит защиты» тем, что «прислоняется к плечам», это просто Ее любящий и доверительный жест. И Вы ну никак не поймете, что такое ее «детские секреты» Они - эти скрытые, тайные законы Природы - не «наивные и чистые», а они просты, хотя и бесконечно сложно и разнообразно выявляют себя в жизни. И, для примера, вернемся к реинкарнации. Люди голову ломают над проблемой смерти и бессмертия – согласитесь, что это величайшая тайна Бытия. А все предельно просто: человек живет сначала на «земле», потом на «Небе», потом опять на «земле», потом опять на «Небе» - и так до бесконечности. Вот и все. Вот один из «детских секретов» Природы. Не зря же говорится, что «устами младенца глаголет Истина». И другие ее величайшие тайны раскрываются также просто. |