На портале «Адамант» размещена статья А.Молоткова «Православие и коммунизм: новое пространство истории».
Живая Этика и Коммунизм: горизонты светлого Будущего (православным социалистам) 1 Синтез учения Живой Этики и теории научного Коммунизма - идея, что называется, не из очевидных. В настоящее время она крайне мало распространена среди «свободномыслящей» интеллигенции, все больше занятой любованием собственным теоретизированием и «собою любимыми». Она почти не интересует и Рериховское Движение, где с подачи Л.В. Шапошниковой вот уже два десятилетия как царит принцип «невмешательства» рериховцев в политику. Не находит она отклика и среде коммунистов, тоже изрядно закованных в свои собственные догмы, да к тому же в массе своей просто не имеющих ни малейшего понятия об этом новом Откровении. И по мере того, как страна наша все больше увязает в «рынках» и «собственниках», эти мысли все реже и реже приходят на ум и т.н. «народу» - ныне, в основном, обывателям и торгашам. Не лучше ли, думают они, забыв о всяких там «коммунизмах» и «духовностях», вместо этих журавлей в небе ловить, пока начальство не передумало, синиц руками? Иными словами, «грести под себя», раз уж разрешили. До сих пор, небось, переживают, что в 90-е, когда халява сама плыла в руки, вовремя не подсуетились и хапнули мало или вообще не успели хапнуть. «Но, может, еще не все потеряно? - думают. - Сейчас займусь малым бизнесом, а там - чем черт не шутит, пока Бог спит - может, даже в олигархи когда-нибудь пролезу. Вот тогда заживем!». Все это, по нынешним меркам жизни, «нормально». Как говорили раньше, «лучше маленький троячок (т.е. три «брежневских» рубля), чем большое спасибо», а также «спасибо на хлеб на намажешь и в стакан не нальешь». Поэтому и Живая Этика, и Коммунизм этих «нормальных» людей сегодня практически не интересуют. Но не на их мелких мыслишках стоит мир. Помимо обывательского и серого «мыслемусора», существует ведь еще сияющее пространство высоких Идей И существует, наконец, проблема Будущего - куда мы идем и к чему мы придем? И в этом отношении вопрос об одухотворении коммунизма Живой Этикой - далеко не праздный. В социально-экономической сфере высокоорганизованная и широкая общинность (коммунизм), а в духовной - этико-философская космопространственость (космизм) - это те два мощных порога, к которым прибило человечество уже к началу ХХ века течение мировой эволюции. Однако, если великий Ленин в те годы уже перешел от теории к практике - создал на основе марксизма первое в мире социалистическое государство-общину, то Е.П.Блаватская и семья Рерихов успели лишь принести, и в лучшем случае - слегка привнести, новую «Огненную Библию» в мир, которая и по состоянию на сегодняшний день даже в самых общих чертах толком не понята. Вот почему проблема совмещения «рая на земле» с «раем на Небеси» все еще остается, как пишет один из современных теоретиков «православного социализма» А.Молотков, «серьезной загадкой русской истории, до сих пор внятно не осмысленной». То, что первый коммунистический «блин» под конец не выдержал и «скукожился» на слишком уж перекаленной сковороде общемировых событий ХХ века, еще не повод говорить, что сам способ «блиновыпекания» неверен - ведь те, кому по воле судьбы довелось в жизни положить этот «ком» себе в рот, до сих пор ностальгически вспоминают его чудный вкус и питательность. Иными словами, что ни говори, а в ХХ веке социалистическая Россия, превратившись затем в «великий и могучий Советский Союз», потрясла весь мир своим колоссальной силы «прорывом вперед», возродившись из обессиленной, издыхающей «на краю бездны» предреволюционной отсталой страны в мощную мировую супердержаву - первую покорительницу космоса и главную победительницу во Второй мировой войне. И все это, заметим, при далеко не идеальном воплощении социалистической Идеи в жизнь! Однако, с другой стороны, последовавший далее в 90-х годах крах этого колосса (в результате подглинивания его духовно-нравственных «ног») показал, что проблема коммунизма не решена и что «ахиллесова пята» его находится не столько даже в социально-экономической или политической сфере, сколько в сфере идеологической, т.е в сфере нравственности и духа. Поэтому вопрос о новом идейном (духовном) содержании Коммунизма, о его оздоровлении и одухотворении некоей новой философией, сегодня не только не является надуманным или неактуальным, но, напротив, ставится самой логикой текущих мировых событий во главу угла. Это не вопрос прошлого - это вопрос Будущего. Пусть «нормальные» обыватели сколько угодно твердят, что главное - это получить «все, что требуется нормальному человеку для нормальной человеческой жизни - жилище, работа, приличная зарплата, возможность кормить, растить, учить, лечить детей» (а это, даже при безобразии нынешнего российского капитализма, в той или иной мере уже есть практически у всех, поэтому теперь хочется, чтобы было побольше. Ну а потом больше, больше и еще больше!), но для кого «жизнь обывателя кончилась, началась заря подвига», для того вопрос этот - истинный «камень преткновения», который, словно саму судьбу-карму, не обойти и не объехать. Итак, только вперед, несмотря на то, что проблема еще и «историософичная», то есть требующая своего рассмотререния на стыке философии с историей, а исторически мы, Россия - как известно, страна, прежде всего, православная. Поэтому возникает закономерное недоразумение: весь ХХ век Православие и Коммунизм были у нас, что называется, «на ножах» - поэтому о каком-таком «духовном слиянии» их может, вообще, идти речь? Часть русских патриотов левого толка призывает сегодня в этой области «перейти от исторического противостояния к мировоззренческому диалогу», но сможет ли и поможет ли это «воссоединив разорванную прошлую идеологическую ткань, ясно сформулировать национальную идею Будущего»? Откровенно говоря, вряд ли. Думается, это было бы возможно лишь в том случае, если бы Православие (как и все прочие мировые религии) на сегодня не было бы искажено и выхолощено в течение веков собственной же Церковью и тем самым донесло бы до нас подлинные смысловые акценты и философские концепции Учения Христа, но это не так. Вот, в качестве примеров, отмеченные еще Е.И. Рерих некоторые из этих несуразностей: «Хотя закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии востока и, конечно, религия евреев не составляла исключения, - писала (08.02.1934) Е.И., - но уже в дни Иисуса закон этот претерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект. В Евангелиях, в словах самого Христа, мы имеем достаточно свидетельств о знании евреями этого закона. Так в Евангелии от Матфея, гл. 17, стих 10–13: «И спросили ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его и поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». Евангелие от Иоанна, гл. 9, ст. 1–3: «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божии...» Действительно, как мог слепой от рождения быть наказан за свои грехи, если бы не существовал закон перевоплощения? Есть еще места весьма ясные». Далее, в другом своем письме (от 12.09.1934) Е.И. говорит «против кощунственного, именно, человеческого представления Личного Бога, жестокого и несправедливого, карающего вечным проклятием каждого еретика и оправдывающего все злодеяния, совершаемые в прославление Его, Бога церковной догмы, который, будучи умилостивлен принесением в жертву Его Сына, допускает в Свое Небесное Царство лишь уверовавших в эту жертву. Но так как человечество, от самого начала своего, рождалось и рождается во множестве вне лона христианской церкви, то, значит, огромное большинство осуждено на вечные муки. Но разве виноваты они, что «Милосердный» Отец соизволил послать Своего Единородного Сына лишь в одно время, лишь в одну страну и к одному народу? За что же карать их? Неужели все эти биллионы душ осуждены вечно гореть в адовом огне только потому, что они не имели возможности физически узреть и услышать Сына?» «Кроме того, - продолжает Е.И.(14.06.1939) - возможно ли допустить кощунственную мысль, что Всемилосердный Бог может наказать весь род людской за проступок одного человека (Адама)? Также откуда в Раю мог оказаться Сатана и могло расти дерево, носящее в себе и начало зла? Также, не должен ли был Всезнающий и Вездесущий Бог знать, что Адам и Ева вкусят плод от запрещенного древа? Все последние вопросы задаются школьниками младших классов, но удовлетворительного ответа на них они получить не могут. Не пора ли разъяснить эти символические представления согласно научным данным? Зачем порождать безбожников? Кто же в наши дни, приобщившись к достижениям науки, может допускать дословно все сказанное в Библии? Разве Библия не является для просвещенных умов и исследователей сборником осколков великих истин, народных легенд и отголосков событий именно допотопных, давно прошедших времен, часто соединенных между собою вне всякого хронологического порядка. Библия переводилась со многих языков, и много преображений и искажений было внесено древнейшими компиляторами этих писаний. Так и перевод Евангелий на европейские языки передан не точно и, кроме того, разнится даже в этих языках. Сейчас производятся работы по сверке канонизированных Евангелий с сохранившимися арамейскими текстами, и уже не мало неточностей установлено». Вот почему Е.И. Рерих, как бы подводя итог всему этому, говорила: «Истинно, мы - христиане, то есть последователи Учения Христа, но мы не приверженцы позднейшего церковного христианства, ибо одно от Духа Святого, другое же от человеческого недомыслия и корыстолюбия». Однако, несмотря ни на что, Общенациональная идея России, сочетающая в себе общинность и высокую духовность, сегодня должна быть сформулирована. 2 Да, время для синтеза Живой Этики и Коммунизма, по-видимому, уже настает. В наши дни весь мир находится не только в экономическом и политическом кризисе, но главное - в кризисе духовном. По форме своей устаревшие, да к тому же зачастую искаженные до неузнаваемости, все главные религиозно-философские Учения прошлого (христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, зороастризм, и.т.п.) совершенно не в состоянии послужить «новой духовной пищей» современному вскормленному научно-техническим прогрессом и просвещением обществу. Одной веры уже недостаточно - нужно еще, чтобы вера эта стала «научной». Иными словами, нужен синтез науки и религии, а его нет. Кроме того, никто уже не потерпит разделения человечества на «истинных христиан» и «заблудших иноверцев» (еретиков или язычников), когда лишь Церковь Христова обладает «единственно верной» религией, а все остальные конфессии - досадные издержки Истории. И тем не менее, одухотворение современной техногенной и сугубо потребительской «цивилизации» необходимо. Но чем же ее одухотворить? Как решить эту «принципиальную историософскую задачу»? Думается, что подлинная «историософность»,т.е. историческая преемственность, вопроса, состоит тут не в том, чтобы реанимировать православный «труп, дух которого уже давно отлетел», а в том, чтобы показать, что «что у почившего в Бозе старого Царя-то, т.е. Православия, оказывается, есть Сын - законный наследник престола, богатырь сильный и мудрый - Живая Этика» - именно здесь и скрывается подлинная «завораживающая философская, богословская и идеологическая тайна», которую в историческом контексте надо раскрыть. Образно говоря, надо, прежде всего, сличить между собой «фото» Отца (Православия) и Сына (Живая Этика) и убедиться в их кровном родстве, а вслед за этим дать себе отчет, что если Отец ныне - уже, фактически, труп, и умер дряхлым стариком и калекой на одну ногу, то Сын - настоящий добрый молодец, красивый и умный, сильный и смелый, «не косой и не хромой, а такой, как надо». Поэтому в нем-то и скрыт тот «огромный потенциал, который способен вновь преобразить историю». До последнего момента сделать это в России, пожалуй, было невозможно, но теперь, когда «заматериализованный» советский социализм, не выдержав испытания историей, пал, а Православие, несмотря на его сегодняшнее внешнее «возрождение», уже ни для кого из истинно просвещенных людей не является убедительным, т.к. яро антинаучно, видимо, настает время выступить на историческую сцену новому великому Провозвестию - учению Живой Этики и «пред лицом безнадежного исторического тупика» прорубить своим сверкающим мечом Истины единый не только для России, но и для всего человечества Путь к Свету. До сих пор Православие и Коммунизм олицетворяли, и все еще олицетворяют, противоположные полюса: веру и знание, «рабов Божиих» и свободных творческих людей, самостоятельно созидающих свою жизнь. И потому если и мог состояться в начале ХХ века в России какой-либо социализм (и коммунизм), то, очевидно, только атеистический, то есть хоть и вульгарно, но научный. Ибо именно к этому времени относится начало интенсивной научно-технической революции в жизни земного человечества: наука в те годы и десятилетия словно очнулась от своего многовекового сна и прозябания и начала развиваться «бешеными», просто невиданными дотоле темпами (а ныне эти темпы еще более ускорились). Естественно, что в таких условиях всякая религиозность была оттеснена на второй план - отсюда, и новый уклад жизни мог быть задуман и реализован, в первую очередь, именно на научной основе. Таким и явился в России советский социализм. Мир, как известно, развивается спиралевидно, причем - постоянно ускоряясь во времени. Идея социализма, т.е. общинного уклада жизни, возникала в прошлом уже не раз - на более низких витках («кругах своя») исторического развития, теперь же она с закономерностью возникла вновь, но уже на более высоком уровне общественного сознания. Речь идет, конечно, не столько о сознании народных масс, которое и тогда - к 1917 году - все еще оставалось в целом на уровне «темных веков», но, прежде всего, о сознании организаторов и вождей Революции, в том числе и главного Вождя - В.И. Ленина. И для них, очевидно, антинаучное мракобесие Православия вовсе не было секретом. Если, например, Ленин написал в те годы целый ряд работ о Льве Толстом, то, надо полагать, он был прекрасно осведомлен о том позорном «отлучении от Церкви», которым в 1901 году «удостоил» этого великого русского писателя-подвижника православный т.н. «Священный Синод». Он знал, в частности, что роман Толстого «Воскресение» был запрещен «за неуважительные отзывы о Церкви и христианстве», и что известному церковнику Иоанну Кронштадтскому вся его проницательность, увы, не помешала обрушить на Льва Толстого яростное проклятие: пророча писателю «лютую кончину», отец Иоанн заклеймил Толстого как «дерзкого отъявленного безбожника, подобного Иуде-предателю». И не только это. Прогрессивная интеллигенция прекрасно помнила и прочие, хотя и более отдаленные по времени, «православно-мракобесные» факты. И особенно - травлю М.В. Ломоносова, великого ученого мужа России, основоположника российской науки. В 1757 году «Священный Синод» (не могу не взять это гордое наименование в кавычки!) потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова (за то, что тот обратился к церковникам с просьбой «особливо не ругать наук в проповедях») и предать огню его научные труды. При этом доходило даже до казусов: так, книгу «Разговор о множественности миров» Фонтенеля, одобренную Ломоносовым, изъяли и уничтожили (аргументация: «Если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?»). И далее в таком же духе - вплоть до Революции (в 1914 году Церковь «осчастливила» просвещенную общественность последним «шедевром божественной мудрости» на эту тему - книгой священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит», одно только название которой анекдотично, не говоря уже о том, что в ней автор «опровергал» систему Коперника). Все это воинствующее невежество, в совокупности с многими другими пороками Церкви, делало совершенно невозможным в те годы даже всякую мысль о «православном социализме». Это к вопросу об оценке духовного потенциала русского Православия. Именно поэтому, думается, что Православие как Идея для России, а вслед за ней - и для всего мира, была относительно правомерна и закономерна, в самом благоприятном случае, лишь до определенного временного рубежа - до момента свержения самодержавия в 1917 году. Но и к этому времени она подошла уже не в лучшей своей форме - явно исчерпав и во многом скомпрометировав себя. Не зря ведь такой великий Ум и такое совершенное Сердце, как В.И. Ленин, отбросил его прочь, как «мусор истории», который, будучи рассыпан под ногами, лишь мешает стремительному и свободному продвижению общества вперед. «Верил ли Ленин в вечность сознательного существования?» - спрашивала Е.И. Рерих по своему «прямому пространственному проводу» Того, Кто две тысячи лет назад ходил по земле как Иисус из Назарета, и получила от Него ответ: «Только темная спальня знала это». Ответ этот означал: «Верил». Даже - знал. (Но вспоминал об этом лишь когда, погружась в сон, на ночь освобождал свой дух от тюрьмы физического тела). Хотя знание это было «заблокировано» по условиям его миссии - миссии «явить подвиг - сдвинуть народ чисто земным путем» - глубоко внутри его духа, или, как говорят, «в Чаше». Из тех же дневниковых Записей Елены Ивановны известно, что «конечно, связь была установлена в прежней жизни» - связь Ленина и Христа, как ученика и Учителя, и как сотрудников, наконец. Было это почти полтысячи лет назад, когда сам Великий Владыка воплотился в Индии и стал императором Акбаром Великим, а тот, кто в ХХ веке стал в России великим Лениным, в это время (в прошлой своей жизни) оказался «индусом подле Акбара, судьей выдающимся (по имени) Имосут Кешед». «Устремление (его) духа началось во времена Акбара, - рассказывает об этом Великий Владыка, - когда отрицание (личного) Бога дало повод приблизить Моего храброго воина - мужество указывало ему взгляд бестрепетный в пространство». После этого храбрый воин Христа - Кешед (Ленин) - воплощался, как минимум, еще раз, причем - не только по своей личной карме, но уже с высокой Миссией, т.е. с заданием (поручением) от Высших Сил (Бога). И с Миссией именно в России: по данным Е.И. Рерих, этот дух явился не кем иным, как великим российским царем-реформатором Петром Первым (если сличить портреты Петра и Ленина, то даже внешнее сходство очевидно). Петр, так же, как затем и Ленин, принял Россию в свои руки отсталой и ослабленной, и не только спас ее буквально «на краю бездны» от полного уничтожения (в те годы по «плану Лейбница» Россия должна была стать «зоной» Швеции), но и в самый короткий исторический срок возродил ее и вывел в число наиболее передовых держав мира. Видимо потому, что он тогда столь блестяще справился с труднейшей задачей, Высшие Силы и поручили ему на грани ХIX-XX веков, по существу, повторение и, одновременно. продолжение прежней Миссии, но уже на новом витке истории - переходе от капитализма к социализму. Вот почему ленинский социализм был в полном смысле слова «богоугодным делом», и вот почему Ленина не только нельзя именовать «безбожником», а тем более - «Антихристом», но следует считать посланником и учеником самого Иисуса Христа. Таким образом, идти против Ленина - это, ни много - ни мало, идти против самого Бога. С этой точки зрения, нельзя не приветствовать, что в России, наконец, появилось такое замечательное течение общественной мысли, как «православный социализм» - наработки в этой области (имею в виду статьи и книги таких авторов, как Н.Сомин, А. Молотков, А Шубин и других, представленных сегодня на сайте «Новый социализм - XXI век») сегодня уже многое проясняют и значительно укрепляют духовно-социалистические позиции. Но с другой стороны, непонимание (несмотря на то, что частично подлинный смысл поучений Христовых был пронесен сквозь века без ущерба христианскими Церквами, и прежде всего - надо отдать ему должное! - русским Православием), что все же, в целом, не изрядно выхолощенное и искаженное, а также и безнадежно устаревшее по своей религиозной форме «староправославие» должно, на самом деле, лечь в основу новых общественных построений XXI века, а, скажем так, «новоправославие» - Православие истинное, обновленное, очищенное от нелепых и мертвых невежественных догматов прошлого, расширенное и углубленное (во всех своих смыслах) до уровня научного духокосмизма Вселенной… - повторяю, досадное непонимание всего этого тормозит здесь очень многое. И надо осознать, что не за «староправославие», а за Новоправославие нужно сейчас бороться, если мы истинно хотим услужить Богу и противопоставить нынешнему антихристианскому по духу капитализму мощную альтернативу светлой и духовной жизни для всех людей на Земле - альтернативу Новохристианскую, основанную как на Новом, так, прежде всего, и на Новейшем Завете (Живой Этике). 3 Сегодня есть два понимания того, как должно стратегически развиваться дальше российское общество - либерально-капиталистическим путем и (или) социалистическим (коммунистическим). Это выражается, прежде всего, в том, что в парламенте страны - Госдуме - именно эти две модели развития представлены наиболее влиятельными и многочисленными партиями (фракциями) - «Единой Россией» и КПРФ. При этом, каждая их этих двух политико-идеологических группировок убеждена, что именно их социально-экономической Идее принадлежит Светлое Будущее (а не тусклое прошлое). Но «человек предполагает, а Бог располагает», и, как говорится, «с горы виднее». Поэтому не то, что своим недалеким умом замыслил все еще строптивый и глупый земной человек, но то, что предначертали ему впереди мудрые Боги, его незримые Руководители, то, в конечном счете, и свершится. И пусть люди сколько угодно изобретают теории, придавая им своими себялюбивыми рассуждениями внешнюю убедительность, теории эти так и останутся на бумаге. Но Божественная Мудрость, несмотря на все преграды и заторы, в итоге всегда пробьет себе дорогу и сумеет осуществиться, поскольку за ней стоят Знания, на много порядков выше, чем любые знания земные. Мудрость эта всегда Давалась человечеству. Но если раньше она, как правило, вынуждена была облекать себя в религиозно-обрядную форму, породив в течение многих веков целый ряд мировых конфессий (даосизм, индуизм, буддизм, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам), то ныне, когда человечество обрело, наконец, научно-философское мышление, она Дана ему заново - на сей раз в форме духовно-философской и научной космопространственной Доктрины. Это новое Откровение космических Сил Света, или попросту - Бога, земному человечеству вполне можно - и нужно - расценивать как Новейший Завет (т.е. как третье звено в ряду Ветхий Завет - Новый Завет - Новейший Завет). В отличие от довольно скромной по объему (хотя и крайне насыщенной по содержанию) брошюры сохранившегося Нового Завета, Новейший Завет огромен - он занимает тома и тома. Первой частью его является все наследие Е.П. Блаватской («Разоблаченная Изида», «Тайная Доктрина», статьи и письма), второй частью выступает Данное в США через Франчиа ла Дью «Учение Храма», и, наконец, «кульминацию заключительную» этого Завета Высшие Силы планеты (и конкретно сам Их Глава - Тот, Кто две тысячи лет назад был распят на Лысой горе близ Иерусалима) Дали в начале прошлого века через семью Рерихов в виде Учения Живой Этики (а также - уже в 50-70 годах - в виде комментариев к этому Учению, получивших название «Грани Агни Йоги» и Данных через одного из духовных учеников Н.К. Рериха Б.Н. Абрамова). Предпосылки же к этому были созданы: в литературе - Ж.Верном, в музыке - А.Скрябиным, в космизме - К.Циолковским. Вот что такое Новейший Завет или новая - «Огненная» - Библия. Потому, помимо во многом взаимопротивоположных идеологий капитализма (с его эксплуатацией человека человеком и крайним неравенством) и социализма (с его освобожденным трудом и социальной справедливостью), существует и, так сказать, «третий путь» - путь, на данный момент указанный Свыше - путь начальной реализации на практике идей Живой Этики. Не сказать, что это что-то абсолютно новое, не имеющее никаких точек соприкосновения ни с либерально-демократическими ценностями капитализма, ни с общинными ценностями социализма - нет. Скорее наоборот - этих «точек» очень много. Ведь Бог не судит по расовым, классовым, половым, имущественным и прочим земным различиям - Он судит по сердцам человеческим, по вечным духовным Основам Жизни, в этих сердцах живущим, а сердце есть у каждого - независимо от того, демократ человек или коммунист, мужчина или женщина, негр или белый, европеец или азиат. Надо понять, что все мы - прежде всего, люди, и если духовное совершенствование подобно восхождению на гору, то все мы в сущности своей - восходители, независимо от того, с какой стороны мы карабкаемся в поте лица к вершине по обрывистым склонам этой горы. Отсюда, Божественная Мудрость, если только это она и есть, всегда будет учитывать все лучшее в каждом и отбрасывать все худшее (тоже в каждом), кто бы тот ни был. Безусловно, либерально-капиталистические ценности (равно, как и советские социалистические) имеют свои и положительные, и отрицательные стороны. Потому вопрос не в том, чтобы избрать одну из этих двух уже оформившихся общественных моделей прошлого, но чтобы осуществить синтез всего лучшего в каждой из них, и, продолжив этот синтез в будущее, создать тем самым третью модель развития общества - где и мысль будет раскрепощена и свободна, как при либеральном капитализме, но где и люди не будут «зациклены» на материальном богатстве и удовольствиях, тем более - в ущерб менее наглым и эгоистичным, или просто более слабым и неразвитым, своим же братьям. Такой синтез, очевидно, может быть осуществлен лишь на основе сердца (т.е. всеобщей человечности), и таким образом - только на основе Священных Писаний, последним из которых, обновленным вширь и вглубь и очищенным от вековых искажений, и является на сегодня триединство Теософии, Учения Храма и Живой Этики. Но на практике - сперва широко оповестив, а затем и доказав общественности, что в настоящее время человечество обладает не только Ветхим и Новым, но и Новейшим Заветом - при нынешнем разобщенном и чересчур «болезненно-свободном» состоянии постсоветских умов, понятно, что сделать это будет очень непросто. Ведь, к примеру, коммунисты в массе своей являются убежденными атеистами, так как до сих пор их главной теоретической платформой как был, так и остается классический марксизм-ленинизм, а это философия, при всей ее широте и относительной научной стройности, все-таки «безбожная». Убедить их, что в материальной жизни все же есть некто Высший, называемый в просторечии Богом - очень проблематично. В лучшем случае, некоторые из них могут договориться до того, что абсурдно назвать себя «православными атеистами»(!), объясняя это, что как коммунисты-ленинцы они являются материалистами, но как патриоты - людьми православными (автору этой статьи приходилось лично слышать подобные рассуждения). С другой стороны, либеральные демократы западноевропейского и американского толка на словах намного более терпимы к идее Бога, но на деле зачастую заняты вовсе не Им, а Его противоположностью - мамоной или «золотым тельцом», в особенности - американцы, где национальной идеей, по сути, является его величество Бизнес. При этом, коммунисты ненавидят «буржуев»и «демков», а либерал-демократы - в свою очередь, презирают «коммуняков» и «совков». Что же до духовной стороны вопроса, то косность «исконно русского» Православия, его мстительное злопамятство по отношению к бывшей Советской власти, как и его услужливое «пригибание» под власть нынешнюю (ради позолоты куполов своих храмов и риз), ими лишь прикрывающуюся, а на деле проводящую политику явно антихристианскую (не выгоняя, а, наоборот, приглашая торгашей в Храм духа), наконец - его предание анафеме Рерихов и Блаватской и всей Данной через них Новой Библии, говорит лишь о том, что это, по существу, современные «фарисеи и книжники, лицемеры», и, явись сейчас Христос в теле, то как и писала Е.И. Рерих (02.06.34), «Ему не миновать было бы если не распятия, то суда Линча, в лучшем случае - пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста», ибо вновь они не распознали бы его (уже не распознав и распнув Его снова в Его новом Учении - Живой Этике). Тем не менее, несмотря на все эти издержки, в целом народ России, да и народы всего мира, в сердце своем жаждут сегодня светлой, счастливой и радостной Жизни - без войн, без эксплуатации, без бедности, без злобы друг на друга. И Жизнь такая, в первую очередь, связывается ими скорее с социализмом, чем с рыночной экономикой. В России об этом, например, красноречиво свидетельствуют результаты интерактивного голосования (с помощью посылок SMS с мобильных телефонов) во время политических ток-шоу, вроде шоу «Поединок» на канале «Россия-1» (ведущий В.Соловьев): за либерально-демократические ценности там теперь голосует лишь одна треть - одна четверть всех активных телезрителей, в то время как за ценности бывшего Советского Союза - как правило, 75-80%. Другое косвенное свидетельство - героическое сопротивление жителей украинского «красного пояса» узурпировавшей власть в Киеве национал-профашистской хунте и их митинги не без красных знамен и у памятников Ленину. Да и авторитет самого В.И. Ленина, как показывают последние социологические опросы, вновь медленно, но верно растет. Это говорит, что в целом бывший советский народ готов (созрел) к «возврату в прошлое» - при условии, конечно, что в нем не повторятся роковые ошибки и «перегибы» советской истории. Как то: сталинские репрессии и лагеря, насильственные колхозы на селе, брежневская партноменклатура, и, главное - удушение свободы творческой мысли. Эти страшные уроки должны быть запомнены крепко. Но, повторюсь, в целом российское общество уже начало потихоньку показывать спину капитализму, и это добрый знак. Похоже, что начинают сбываться духовно-коммунистические пророчества двух главных оракулов ХХ века - «спящего пророка» Эдгара Кейси из США и «незрячей ясновидящей» Ванги Димитровой из Болгарии. Эдгар Кейси (о даре которого Е.И. Рерих писала, как о «высоком, изумительном проявлении Сил Света», а о нем самом как «на редкость нравственно чистом человеке») оставил следующее пророчество: «Не успеет еще закончиться ХХ век, как в СССР наступит крах коммунизма. Но Россию, освободившуюся от коммунизма, ждет не прогресс, а очень тяжелый кризис. Однако, уже после 2010 года прежний СССР возродится, но возродится уже в новом виде. Каждый человек станет жить ради ближнего своего». «Изменения грядут, можете быть уверены, - читаем мы в другом его пророчестве. - Эволюция или революция в идеях относительно религиозной мысли. Основы этого для всего мира, в конечном счете, придут из России; не коммунизм, нет! А скорее то, что является основанием того же самого, то, чему учил Христос – его вид коммунизма!» О том же предрекала и знаменитая болгарская «баба Ванга»: «Социализм вернется, но с новым лицом. Снова будет Советский Союз, но обновленный. Россия всегда была и будет великой силой. Пишите о Марксе, о Ленине - молодежь должна их знать». И о новой Библии, посредством которой произойдет это обновление, Ванга тоже говорила: «Все религии падут, останется лишь одно - учение Белого Братства. Как белый цветок, покроет оно Землю, и благодаря ему люди спасутся». «Это - новое Учение, - говорила также она, - но построенное на основах старого. Старое здесь можно сравнить с корнями, а новое - как цветок, распустившийся на солнце. Новое Учение придет из России. Будет чистой Россия, будет Белое Братство в России. Отсюда Учение начнет свое шествие по всему миру». Это пророчество описал в своем очерке «Людмила и Вангелия» писатель-публицист В.М.Сидоров. 4 Так где же выход к новым горизонтам Светлого Будущего? Как, взяв все лучшее из духовных наработок российского Православия и все передовое из социально-экономической структуры бывшего СССР и стран соцсодружества, выйти к этим горизонтам? Есть ли сегодня для этого реальные условия? И возможен ли вообще духовный Коммунизм? Во-первых, из того факта, что в конце прошлого века КПСС бесславно похоронила сама себя, еще не следует, что вместе с ней и сама коммунистическая Идея похоронила себя тоже - нет, великие Идеи так просто не умирают. Не то, что все они бессмертны, но пока они отвечают стратегическому направлению Эволюции - ничто в мире убить их не может. Верно сказано А.Молотковым, что «идея творит историю, а история, как опыт, раскрывает идею», ибо именно «идеи управляют миром - эти слова вписаны в устав Братства». Коммунистическая Идея, увы, ныне весьма задогматизирована современными коммунистами. Например, давно не актуально объяснение общественного развития «борьбой классов», и особенно - приписывание промышленному пролетариату (которого фактически уже нет в реальности) роли некоего «гегемона в истории», однако, современные «марксисты-ленинцы» до сих пор теоретически цепляются за эти обветшалые и уже гнилые старые - XIX века - догмы. И только некоторые из них уже начинают осознавать, что не классовый подход сегодня необходим, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, а «анализ войны идеологий», т.е., по существу, подход духовный. Печальный урок сугубо рационального, материалистического социализма (и коммунизма) надо ясно осознать, чтобы не идти «второй раз в первый класс» новейшей истории. Иными словами, Идея коммунизма нуждается в одухотворении, прежде чем будет предпринята новая попытка реализации ее в жизни. Однако, это ее «новое прочтение» должно быть не научно-религиозным, а научно-духовным, тогда оно действительно углубит ее теоретическое обоснование до уровня глубоко лежащих в самом основании Мироздания духовно-нравственных космических Законов. И лишь после этого Идея коммунизма будет способна вывести Россию, а вслед за ней - и весь мир, на, как пишет тот же А.Молотков, «стратегический уровень актуальной истории и задать ей новое цивилизационное измерение, тем самым сделав идеологическим знаменем Будущего». Такое теоретическое расширение и углубление научного коммунизма этикой духовно-разумного Космоса не содержит в себе никакого противоречия. На самом деле, Космос - не безжизненное мировое черное пространство, пронизанное убивающими все живое жесткими излучениями и гигантскими перепадами температур; Космос есть беспредельное пространство Света и Жизни, разумной и одухотворенной. Нет, не «одиноки мы во Вселенной», но, как Сказано в Новой Библии, «космическая изолированность Земли, отделенной от мирового пространства невежеством и косностью мышления множеств, разрушена будет, и Земля войдет в семью своих звездных собратьев как полноправный и сознательный член вселенского человечества. Давно уже Сказано, что в Доме Отца обителей много» (Грани, 3-96). Это - со стороны Будущего. Но и со стороны прошлого теория коммунизма, как это ни парадоксально, тоже может быть значительно расширена и углублена. Ведь еще В.И. Ленин говорил, что «настоящим коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память освоением всех тех богатств, которое выработало человечество», и, конечно, «богатства» эти - это всемирная Культура. Но если сторонники «православного социализма» (и коммунизма) под «религиозным мировоззрением, фактически тысячелетия определявшим культурное развитие человеческой цивилизации», как одним из главных таких «богатств», подразумевают одно только славянское Православие, то Новая Библия - Живая Этика - призывает приветствовать «тех, кто может считать своим Учителем только Христа» исключительно наравне со всеми другими, «следующими за Лао-Цзы, Конфуцием, Буддою, Кришной, Майтрейей,», ибо «все великие Заветы исходят из Единого Источника», иными словами - от одного и того же единого для всех Бога. А значит - несут одну и ту же Истину, но только в разных формах и аспектах ее выражения. Отсюда, например, в основе своей буддизм - есть христианство, а христианство - есть буддизм, как бы внешне они ни различались между собой. Такое же родство существует и между всеми остальными главными мировыми религиями на Земле. Представляется в корне неверным и понимание «православными социалистами» соотношения религии с наукой. Ими говорится, частности, что на науку не стоит обращать особого внимания, так как «рациональное знание научного позитивизма заявило себя в качестве единственно верного лишь в последние два столетия», но упускается из виду, что эти два столетия являются итогом всех предыдущих. Однако, основная ошибка даже не в этом: науку и религию нельзя представлять как «две стороны одной медали», противоположные и равноценные, баланс которых «обеспечивает адекватную ориентацию и деятельность человека в реальном мире», ибо это не «качественно разные, но взаимодополняющие сферы человеческого мышления» и знания, но лишь разные его внешние формы - низшая (религия) и высшая (наука). Иными словами, Вера нужна лишь до того момента, пока ей на смену не явится Знание. Людей изначально необходимо было правильно сориентировать в жизни, поэтому, пока у них не развился в должной мере интеллект, Высшие Силы, «пасущие земное стадо», т.е. направляющие эволюцию нашего человечества, вынуждены были Давать разобщенным, а потому и самобытно развивающимся народам, Основы Высшего Знания в виде разного рода религиозных Доктрин. И так было вплоть до нашего времени - времени научного «пробуждения» человечества накануне нового эволюционного Цикла. Теперь же все изменится: религии, как устаревшие формы Высшего Знания, полностью и окончательно отомрут, в то время как на сегодня еще крайне незрелая, и потому как бы «ложная», наука заменится постепенно «наукой истинной». «Если освободить Основы великих религий от нагромождений, - утверждает Новое Откровение, - то все они могут быть научно объяснены и научно обоснованы», и добавляет: «И чудеса займут свое место, то есть будут объяснены научно, ибо в принципе чудес не бывает, но все подчиняется естественным законам, еще далеко не все из которых известны людям» (Грани, 8-412). Так что нет никаких «двух фундаментальных антропологических свойств человеческого мышления, отражающих само его духовно-телесное существо как «образ и подобие Божие» (А. Молотков), равно как нет и «духовно-телесной» природы человека. Бог - есть Дух, и человек - есть Дух. А тело человека - не более, чем временный «скафандр», предназначенный для ныряния в глубину грубоматериального (физического) мира с целью добыть на дне его драгоценный жемчуг жизненного опыта. И нет в нем, этом временном «мешке с костями», ничего священного. Причем, человек не ограничен лишь одним таким «нырянием», так как не «один раз на свете живет», но инкарнации его следуют периодически и для каждого такого «ныряния»» человек каждый раз надевает новый «скафандр» (физическое тело), т.е. физически рождается на Земле вновь. Эту древнюю Доктрину перевоплощения проповедовал не только Будда, но не отрицал и Христос, однако «святая» Церковь в течение веков старательно вымарала Его высказывания на эту тему со страниц Евангелий (хотя косвенные утверждения все же сохранились). Церковная догма о «духовно-телесном» человеке как «подобии и образе Божием» проистекает, в основном, из главной доктрины всего церковного христианства о якобы телесном «воскресении Христа из мертвых» на третий день после распятия и физической смерти на кресте. В эту вредную и нелепую сказку мир поверил, кажется, еще с подачи некоего «святого» Иринея Лионского. Однако, в реальности ничего подобного никогда не происходило: Христос умер на кресте точно так, как бы умер на нем любой другой простой смертный - умер телесно. Его тело (труп) был затем снят с креста и отнесен в склеп, вырубленный в скале. Подлинное же Воскресение произошло не в теле, но в духе. И выразилось оно вовсе не в том, что тело из склепа исчезло, потому что Христос оживил его и воскрес в нем. «Сейчас никто из интеллигентных и просвещенных людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физическом теле, но в теле тонком, теле Света, - писала 03.12.1937 Е.И. Рерих. - Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями - «тленное не может стать нетленным» или «не умрем, но изменимся»?» Потому сама суть здесь - не в реанимации тела, но в удержании «непрерывности сознания» (после того, как Дух Его покинул свой необратимо продырявленный «скафандр»). Тело свое впоследствии Он сам же уничтожил (потому оно и пропало из склепа), но в Своем тонком облике, который Он мог сделать на время физически видимым, и являлся после смерти Апостолам. Таким образом, смысл «Воскресения Христова» не в том, чтобы воскреснуть физически (это абсурд), но в том, чтобы в результате праведной жизни на Земле достичь такого высокого состояния Духа и сознания, чтобы после очередного расставания с очередным физическим «скафандром», оказавшись опять в Тонком («загробном») мире, не впасть там в сон или полусон (как это до сих пор бывает сразу после смерти с подавляющим большинством обыкновенных людей), но именно сохранить и там непрерываемость сознания своего «Я», и после этого уже вечно жить совершенно сознательно во всех последующих инкарнациях и реинкарнациях как на «том», так и на «этом» свете. Словом, из бессознательно бессмертного существа человек, пройдя по пути Христа, должен стать существом сознательно бессмертным. Из всего вышесказанного следует, что рассуждения современных «православных социалистов» о научных и религиозных онтологиях, обеспечивающих «полный набор гносеологического инструментария», не более, чем пустое теоретизирование. Хотя, с другой стороны, многое в этих рассуждениях и верно. Например, трудно не поддержать такие заявления, как «в процессе «христианизации коммунизма» базовые рационально обоснованные наработки теории и практики Коммунизма не отменяются, но лишь наполняются обновленным духовным содержанием, задающим самой теории Коммунизма более фундаментальную мировоззренческую перспективу и устойчивость». Да! Однако, опять же, в этих и подобных утверждениях не хватает одного принципиального уточнения: «христианизация» эта должна проводиться на базе подлинного, т.е. неискаженного в веках, Учения Христа, каковым, увы, на сегодняшний день ни одна из трех основных христианских конфессий (не говоря уже о множестве более мелких сект) не располагает. Ибо такие фундаментальные искажения, как «утеря» церковниками Закона перевоплощения (реинкарнации) или подмена подлинного - духовного - воскресения Христова якобы воскресением телесным, делает все христианство (вне зависимости от видов и подвидов) принципиально искаженным. Нельзя построить пригодный для жилья дом на фундаменте, из которого выбито несколько краеугольных камней - так и тут. К тому же, кроме очищения, Учение Христа, как уже указывалось, нуждается также и в обновлении (путем углубления и расширения всех его смыслов). Потому что, образно говоря, не стоит топором колоть дрова, когда есть современные автоматизированные системы отопления. И не стоит упорно ремонтировать дедовский велосипед, когда в гараже уже стоит новенький и супернавороченный шестисотый «Мерседес». Поэтому выход только в том, чтобы осознать, что Живая Этика - это и есть «новое, исправленное и расширенное, переиздание» Евангелия Христова, и только на его основе может по-настоящему возродиться Православие. Любой действительно искренне верующий во Христа православный человек, т.е. верующий самоотверженно, ради помощи ближнему и во славу Господу (а не ради себя и во славу церковников), не только ничего не потеряет, но и духовно многое приобретет, если, честно поразмыслив наедине с собой, перейдет от церковного Православия в просвещенный стан сторонников Учения Живой Этики - Новейшего Завета Христа человечеству, поскольку все лучшее и праведное, что еще сохранилось в Православии от Христа - все это он найдет и в Живой Этике, и даже более того; зато там больше нет абсурдных и нелепых церковных заблуждений (а то и откровенных подтасовок), приведших к упадку веры христианской на планете. 5 В качестве эпилога приведу еще одну цитату из писем Е.И. Рерих (1934): «Но давно сказано, что не хулители от малого сознания спасут Россию, но здравый рассудок наших Иванов. Именно – «Иван стотысячный спасет Россию». Именно черед за Иваном. Именно Ивану Стотысячному будет дана возможность проявить свой потенциал. Но Иван этот не тот, каким представляют его себе эмигранты-соотечественники. Иван этот предъявит новые требования и запросы, ему нужна будет вера прочная, вера обоснованная и не расходящаяся с жизнью. И провозвестники ее должны будут применить веру эту в жизни на личном примере, иначе не утвердить. Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость, милосердие и защиту Отца Небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен тот религиозный подъем, который ожидается, то по своему качеству он будет иным, и, чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, большой сдвиг произошел в сознании масс. Ведь страдания – великий учитель и трансмутатор. Не серенькая спокойная жизнь просвещает нас. Нужно готовить сознание свое к разрешению многих проблем. Трудно будет сознанию закостеневшему, не изжившему старые предрассудки. Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий Вселенский Собор просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов, должна будет изучить сочинения первых христианских философов и Отцов Церкви, ближайших ко времени Иисусову; и тогда вся красота подвига Иисуса Христа, вся ширь Его Учения будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний. И только тогда будет заложена Новая Религия, Религия Св. Духа. «Не на горе сей, не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Дмитрий Ничипурович. |