МОНАСТЫРЬ НА БЕШТАУ или о том, как ныне живут "скромные слуги божьи"
Гора Бештау
Наконец, тропа стала заметно положе, а еще минут через десять они увидели в просвете между стволами гигантских буков и сам монастырь. - Ура! Пришли! Слава Богу! - невольно вырвались у них радостные восклицания, ибо это, пожалуй, был конец их сегодняшним мучениям. Расположившись на низеньком каменном недостроенном заборе, они с наслаждением стянули с себя обувь и расправили на траве избитые и вспотевшие ступни. Искалеченные долгой и неудобной ходьбой, ноги болели и ныли. Влад сходил в монастырь и вскоре принес две наполненные свежей и холодной водой большие пластиковые бутылки из-под минеральной воды. - Там у них, оказывается, есть святой источник, - бодро сообщил он. - Это вода оттуда? - Нет. Это простая вода. Я принес ее, чтобы мы смогли обмыть сейчас себе ноги. Сразу легче станет, вот увидите. И действительно, умытые и освеженные прохладной водой и осушенные затем ласковым теплым ветерком, ноги у наших друзей скоро перестали ощутимо болеть, дав им возможность продолжать дальше свой путь. Отдохнувшие, все трое встали, решив осмотреть монастырь.
Это был Второ-Афонский Свято-Успенский бештаугорский мужской монастырь (так звучало его полное название), основанный здесь еще в самом начале прошлого века - в 1904 году. Приложил к этому руку, как утверждали летописи, некий иеромонах Герасим из сербского монастыря на Старом Афоне в Греции. Именно он, чье детство и юность прошли на Кавказе, задумал век назад основать на горе Бештау еще один православный монастырь для, как он выражался, «утверждения и просвещения в вере и благочестии там, где в этом имелась нужда и где это было угодно Богу». Он послал своих двух монахов - Иоанна и Сергия - в Москву, чтобы те выхлопотали у властей разрешение на основание задуманного монастыря, и разрешение, конечно же, им было дано. Говорят даже, что место для монастыря было, как будто бы, указано самим святым Иоанном Кронштадским - монахи поднесли ему карту горы и он, ткнув в нее пальцем, указал: «Здесь!» Так или иначе, но 12 ноября 1904 года Святейший Православный Синод издал указ об учреждении Второ-Афонского Успенского монастыря близ города Пятигорска, причем к этому времени все необходимые постройки тут были уже закончены. Самый волнующий момент наступил, когда владыка при закрытых вратах храма воскликнул: "Возьмите врата князи ваша! И возьмитеся врата вечные, и внидет Царь славы!" А в ответ зазвучал хор изнутри храма: "Кто есть сей Царь славы?", после чего сам Преосвященный Гедеон - епископ Владикавказский и Моздокский - торжественно отслужил в храме первую литургию, по окончании которой поблагодарил всех - строителей и ктиторов, благотворителей и посетителей. А потом был пожар (когда полхрама сгорело дотла), вскоре после которого не обошли стороной Второ-Афонскую обитель также и бесчинства первой русской революции. Как рассказывают уже теперешние православные «батюшки», «ночью 23 сентября 1905 года около 10 человек «борцов за свободу» с ружьями и револьверами ворвались в монастырь. Злоумышленники пытались проникнуть в настоятельскую келию и убили келейника настоятеля послушника Дмитрия Лихолетова, выскочившего из соседней келии на защиту. Сбежавшаяся на крик находившегося здесь же монаха Досифея и выстрелы монастырская братия с рабочими бросились на нападавших злоумышленников. Церковный сторож выскочил через разбитое им же окно в церкви и начал стучать, и кричать, и тем не допустил злодеев войти в храм Божий. Один из послушников выскочил во двор и начал звонить в набат. Злодеи открыли ружейный огонь и убежали из монастыря. Преследовать их в темноте ночи никто не решился». Однако теперь это был уже совершенно другой монастырь.
Даже чисто внешне он изменился полностью, так как ни одна из прежних построек не сохранилась (единственное, что осталось от прежнего - это небольшое монастырское озеро неподалеку). Вместо прежнего каменного Успенского храма, трехэтажной келейной, гостиницы для паломников, дома настоятеля и трапезной (а также молочной фермы, огородов, садов и виноградников) теперь здесь высился, прежде всего, небольшой красного кирпича храм в честь святого Георгия Победоносца, а также белокирпичный дом настоятеля и трехэтажная современная (если не сказать - суперсовременная) келейная или, по-иному, «братский корпус». Но, пожалуй, куда более разительными были не внешние, но внутренние перемены, по крайней мере - так показалось это не признающему Православие Даниле, когда тот стал приглядываться ко всему, что происходило в эти минуты вокруг, на монастырской территории. Действительно, сколько Даниил ни всматривался в окружающее, пытаясь «вычислить» хотя бы одного физически работающего здесь монаха, он такового не нашел, хотя, как уже говорилось, каменный забор стоял недостроенным и погода вполне позволяла заниматься продолжением такого строительства. Еще более он был удивлен, когда заметил, что одежда на настоятеле и монахах (а также на монахинях, хотя монастырь был мужским!) была абсолютно новой - такой чистой и отглаженной, что казалось, будто ее вот-вот, буквально минуту назад, купили в магазине и сразу же одели на себя. Ему вспомнился святой Преподобный Сергий Радонежский, который по нескольку лет носил одну и туже рясу, хотя был игуменом большого монастыря. - Да, видно, эти не такие! - сказал себе Данила. - Трудиться, похоже, не хотят, а только «Аллилуйя!» поют, да ручки для поцелуев подставляют.
И вообще, вся территория была настолько чиста и ухожена, словно это был не монастырь вовсе, а какой-нибудь санаторий для отдыхающих в Ессентуках или Кисловодске. В частности, дорожки были выложены тротуарной плиткой (или - иные - посыпаны красным песком и хорошо утрамбованы), а вдоль них стояли многочисленные скамейки для отдыха - точь-в-точь как в санаториях. Кругом были разбиты клумбы, на которых в изобилии цвели цветы. Но более всего поразил и удивил Даниила так называемый «новый современный братский корпус, в котором размещаются кельи для монахов». Это было то самое странное, похоже на круглую башню, необычное здание, которое они заметили еще сверху, когда сегодня утром восходили на главную вершину Бештау. Теперь, оказавшись с этой загадочной постройкой, что называется, «лицом к лицу» и узнав о ее назначении, Даниил поначалу был просто ошарашен. «Вот это «келии»! - восклицал он в сердцах, рассматривая богато и тщательно отделанный «братский корпус», - По-моему, это уже никакие не келии, а номера гостиницы класса «Люкс»!». И он вспомнил свою полупустую квартиру, где он спал на полу на одном матрасе.
Подошли Антон и Влад. - Не хочешь зайти в храм, свечки поставить? - спросил Влад. - Нет, пожалуй. Мне это никчему. - А мы с Антоном пойдем. Правда, Антон? - Что же, я не против. Пошли. И они ушли. Данила же, решив поподробней порасспросить насчет дороги отсюда до Лермонтовской, подошел к стоящей неподалеку монахине в черной новенькой рясе и в абс2олютно белом, новом и тщательно выглаженной платке. - Простите, не подскажете как отсюда дойти до станции «Лермонтовская»?
- А вот она, дорога-то, - с готовностью помочь указала рукой вдаль та. - Вот по ней идите, никуда не сворачивайте, она вас и приведет туда, куда вам нужно. - А долго идти? - Нет. С Божьей помощью за полчаса и доберетесь. - Спасибо. Однако, разговор на этом не окончился. - Наш-то монастырь не зря тут в горах поставлен, - заговорила она быстро, видимо, не утерпев и начав Даниле «проповедовать» - А все затем, чтобы подальше от мирской суеты быть, да поближе к Господу Богу! Место-то здесь что ни на есть святое, сам отец Иоанн Кронштадский указал его первым батюшкам-то - это еще до революции было. И иконы тут у нас тоже чудотворные, тоже святые - образа Матери Божией Иверской да Иоанна Богослова, Анны да Параскевы Пятницы. И все, все - из Афона, в скиту святого пророка Илии освященные! И ковчег с мощами Киево-Печерских святых в храме стоит - люди приходят, прикладываются, исцеляются. Вот, был даже случай такой: у одной женщины заболел муж… - Простите, но мне уже пора идти, - наконец, прервал ее Данила. - Я в другой раз послушаю об этом. До свидания. - До свидания. Счастливого пути вам, и ангела-хранителя на дорожку! - Спасибо. До свиданья. И он буквально рванулся к дороге, собираясь подальше отойти от непрошенной «проповедницы» и уже там подождать Влада и Тоню. ("Через рассвет", из главы 12) Скалы в районе монастыря
Склоны горы Бештау Наскальный крест и надписи
Вид на гору Бештау со стороны ж/д станции "Лермонтовская"
Дорога к монастырю
|