О СЕБЕ В настоящее время мне полных 54 года, идет 55-й. Когда и как началось в моей жизни то, что, как я потом осознал, называется духовным пробуждением? Трудно сказать. Может быть, этим судьбоносным рубежом мне следует считать тот летний вечер (лет 25 назад), когда ко мне домой зашел мой хороший и сердечный товарищ Юра Рудаков - он тогда уже жил в каком-то поселке под Пятигорском, а я по-прежнему в Ессентуках, и потому теперь мы виделись очень редко. Он пришел и сказал: «Ты знаешь, я только что из Тбилиси - ездил по своим делам. И - кое-что привез тебе». «Мне? - удивился я. - Интересно!». «А вот посмотри, - и он достал из сумки два тома в темно-красных обложках с надписью «Мозаика Агни-Йоги». - Эти книги я там купил. Просто шел по улице, увидел лоток с книгами, подошел, стал смотреть, потом увидел эти два тома и подумал: «Наверное, эти книги нужны сейчас Диме» - подумал так и купил их для тебя». Я смущенно и сердечно поблагодарил его, хотя о каких-то покупках книг для себя никогда его не просил и еще твердо не знал, действительно ли эти тома окажутся для меня важными и интересными. И вот, когда он ушел, я, взгромоздившись на диван, стал внимательно знакомиться с содержанием этого неожиданного подарка. То, что я больше всего желал там найти - а в то время я уже второй год был страстно увлечен собиранием разного рода сведений о т.н. «летающих тарелках» (НЛО) - к моему тогдашнему сожалению, я не нашел. Но почувствовал, что страницы новых книг каким-то странным образом околдовали и притянули меня к себе, и не желают отпускать. Я читал их то тут то там, и, почти не понимая, уже понимал очень многое, а понимая, чувствовал, что… - ровным счетом ничего не понимаю и не знаю! По сравнению с узкой «тарелочной» тематикой, это было нечто, охватывающее глубинно и крайне широко всю Жизнь - не только земную, но и окружающего духовного Космоса, и интуитивно я чувствовал это. Но, с другой стороны, все было словно в густом тумане - незнакомо и непривычно, неуловимо и непонятно. Так, пытаясь разгадать эту Тайну, я промучился несколько вечеров, но так и не смог приблизиться к ней хотя бы еще на один шаг… Надо сказать, о Рерихах и Агни Йоге я еще до этого впервые услышал от своего знакомого, с которым одно время отдыхал в санатории под Москвой. Он не был из тех, кто именует себя «духовно-ищущим», т.е. много читает всякого рода оккультной литературы и много спорит по этим вопросам с другими - он просто понемногу интересовался всем интересным и необычным на свете. Сам он об этом узнал случайно - просто как-то раз от нечего делать прочел в журнале небольшую заметку о Рерихах и Шамбале. Вот он и рассказал мне однажды - когда мы, удобно расположившись после завтрака в своем номере, перед принятием лечебных процедур коротали время за разговорами об НЛО и прочей «чертовщине» - что где-то в Индии (а, может быть, и не в Индии, а в Тибете), существует (а, может быть, и не существует, а так - одни только легенды) такая тайная страна - Шамбала, где и живут эти самые инопланетяне, которые летают на НЛО. И что еще там побывал художник Николай Рерих, который сам видел этих инопланетян. Вот приблизительно так он мне об этом и рассказал. … Но может быть, это пробуждение духовных интересов произошло еще раньше, уже не в 30, а в 20 лет, когда, будучи студентом сугубо технического вуза, я почувствовал, что «задыхаюсь» от бездушной механистичности всех тех инженерных наук (математики, механики, электротехники и электроники, и прочих), которые мне там приходилось досконально изучать, и, в конце концов, по этой причине оставил учебу, хотя до диплома оставалось уже совсем немного? Может быть. К тому же, редко кто из студентов таких вузов тогда (во времена брежневского «застоя» с его внешне официозной, но уже загнивающей изнутри партноменклатурой), да и теперь тоже, относится к философии (тем более, что тогда это была строго марксистко-ленинская философия) как к серьезному предмету - обычно на таких лекциях студенты лишь отсыпаются «после вчерашнего». Но я оказался иным - на лекциях по философии я всегда садился чуть ли не на первый ряд. И - жадно записывал все, что в порыве вдохновенной философской импровизации стремительно выдавал в неблагодарную аудиторию наш доктор философских наук по фамилии (как сейчас помню) Стрижаков. (А затем на койке в общежитии еще и тщательно штудировал эти конспекты). И можно ли представить студента, который на летних каникулах, загорая где-нибудь на пляже, читал бы при этом … - что бы Вы думали? Правильно: марксистко-ленинскую философию! Но именно таким студентом был тогда я. И вот к чему я пришел в результате этих занятий и раздумий. Я понял, что данная философия - весьма стройная и строгая научная мировоззренческая система, а также что в ней очень много хорошего и поистине благородного, но… Но одно обстоятельство, увы, перечеркивало все - это смерть. Да, именно смерть все сводила на нет. Смерть навсегда. Ради чего жить человеку, если он смертен и с этим никто и никогда не сможет ничего поделать? Этот вывод стал для меня ужасом, и жизнь с тех пор потеряла всякий смысл. Было намерение покончить с собой, но на это, если честно сказать, не хватило мужества. К тому же, когда это решение уже почти созрело, вдруг явились мысли, что ведь живет же человечество вот уже многие и многие тысячи лет, и - ничего! То есть не я один такой умный, что догадался об ужасе смерти. А раз так, раз никто особо не протестует против смерти, то тут, наверное, скрыта какая-то Тайна. Тайна, которую я пока не знаю, и которая, если ее узнать, снимет все противоречия и вновь сделает жизнь полной великого Смысла и Красоты. Но в чем эта Тайна? Усилиями собственного ума я, как ни старался, так и не смог для себя раскрыть ее. В результате прошло десять нудных, пустых, бесцветных лет, прежде чем она ярким лучом внезапного Света блеснула вдруг для моего сознания. А все произошло просто: пришли 80-е, а затем и 90-е, когда пала советская цензура и мировая духовно-философская литература стала доступной в нашей стране. И вот однажды в киоске «Союзпечати» я купил какой-то скромный не то журнальчик, не то газету (кажется, «Твое здоровье», или что-то в этом роде), где, помимо прочего, оказались главы из «Книги духов» Аллана Кардека - «короля» и главного идеолога спиритизма. Придя домой, я стал читать эти главы, и буквально среди первых же страниц прочел там о древнейшей доктрине «переселения душ». Боже! Как я раньше не додумался до этого - ведь это же так просто! И одновременно - так мудро. И я понял, что отныне главная загадка жизни решена для меня. После этого я вновь вспомнил о двух красных томах «Мозаики Агни Йоги», вновь попытался их прочесть, но вновь потерпел неудачу - «гранит» этого Учения, увы, снова оказался мне не по зубам. Прошло еще полгода. Я уже кое-что знал и о Рерихах, и об Учении, но знания эти все еще носили весьма обрывочный, фрагментарный характер и никак не укладывались в моей голове в какую-то, ясную и понятную, единую стройную систему. И вот настало время следующего Озарения, и им оказались знаменитые «Основы миропонимания Новой Эпохи» А.И. Клизовского. Это был 1991-й год. Книги Учения тогда еще только начали активно издаваться, и достать их было все еще непросто. Доступнее всего было выписать их по почте из какого-либо издательства. В то время у себя на работе я имел возможность регулярно просматривать множество газет и журналов. Поэтому как только я обнаружил в газете «Книжное обозрение» объявление, что некий «бизнесмен», видимо, оптом скупив книги в издательстве, и в их числе - трехтомник «Основ» Клизовского, предлагает (за несколько повышенную цену) любезно прислать их всем желающим, я тут же оформил заказ и с нетерпением стал ожидать прибытия заветной бандероли. Через пару недель она пришла, и когда я, наконец, прочел «запоем» эти книги, весь туман в моей голове разом рассеялся, и я понял, что я нашел то, что всю свою жизнь бессознательно искал - Истину о смысле и перспективе человеческой жизни. Вот с тех пор я и стал, собственно, рериховцем. Но это было только начало… Дмитрий Ничипурович. 21.05.2014г
Гайдар - 81 Размышления о стройотрядовском коммунистическом движении (из блокнота студкора)
Я - боец коммунистического ССО имени А. Гайдара этого (1981) года. Еще я слушатель отделения журналистики ФОП (факультета общественных профессий). И вот сейчас передо мной стоит задача: рассказать вам об отряде. Если я буду писать примерно так: «Продолжая славные традиции бойцов-гайдаровцев, самоотверженно трудясь на одной из важнейших строек области…» - чувствую, толку от этого не будет. А мне важно, очень важно, чтобы уже следующим стройотрядовским летом наш институт выставил не один «Гайдар».а два, три, или может даже больше коммунистических ССО. Я занимаюсь пропагандой и агитацией. Не собираюсь этого скрывать. Но агитация моя честная, неприукрашенная, правдивая… - это самая сильная агитация! Она адресована тем, кого интересует, что за психология у этих странных студентов, которые и сами-то живут не ахти как и которые согласились, более того - сами изъявили желание два жарких летних месяца подряд работать на нелегких строительных работах сутра до темноты, часто даже без выходных, а потом взять и все заработанные деньги отдать просто так… - не кому попало, конечно, но на хорошее дело, разумеется? Прежде всего: с какой идеей лично я, например, пришел в этот отряд? Чего я хочу? Сверкать по улицам и по коридорам института своей голубой гайдаровской рубашкой: мол, знайте все, какой я бескорыстный! Или, может, мне нужна стипендия при не особенно хороших оценках в зачетке?... Да, я, конечно, с гордостью буду носить свою голубую рубашку с красивой эмблемой коммунистического стройотряда. Но я не буду надевать ее каждый день и куда попало. Да, мне дали стипендию, а у меня в сессию три тройки. Но если я и просил дать стипендию, то ни в малейшей степени не спекулировал при этом именем отряда. И, наконец, если нас наградят путевками на Черное море, - думал я, - так это будет просто здорово! А если нет - я ни на кого не обижусь. Потому что мы своим отрядом не делаем государству одолжений. Мы делаем доброе дело - и все. Наш отряд - это, прежде всего, наша инициатива, а уже потом обязанность. Ном никто ничего не должен. В этом все гайдаровцы едины, как монолит. Мы живем именно сознанием того, что то, что мы делаем - очень важное, нужное и большое доброе дело. И нам этого достаточно. Чтобы без отвращения. А наоборот - часто с легким, веселым настроением переодеваться каждый день в грязную, грубую робу, брать ломы, лопаты, отбойные молотки, и то под палящим солнцем, то под грохот и визг станков делать то, что нужно заводу. Если работаешь между оглушительно и постоянно гремящими галтовочными барабанами, в которых перекатываются металлические детали, освобождаясь от окалины, то изъясняешься, как глухонемой. Если надо долбить бетон в десяти метрах от печи, где бушует пламя и лижет раскаленный металл, то пот льет и роба за час становится мокрой. И если грузовик не может подъехать так, чтобы высыпать бетон прямо внутрь опалубки - не беда, мы перекидаем его туда лопатами, но выполним рабочее задание. Вот они - трудности. В стройотряде их - масса. Трудно ежеутренне вставать ни свет- ни заря? Да, трудно. Ведь вчера работали долго и так устали, что сон пролетел, словно спал каких-то пять минут, а не семь часов. И так - практически каждый день. Трудно не обращать внимания на то, что к концу смены ноги уже какие-то мягкие, словно ватные, а у рук кожа сухая и на ладонях висит клочьями от прорвавшихся мозолей? Но все это преодолевая, человек обретает силы… «Гайдар» - не идеальный отряд. И все таки, «Гайдар» - это выше на одну ступень обычного ССО. У нас, конечно, были разные по зрелости люди. Был командир, настоящий коммунист. У нас не было «левой» работы. А ведь перед «целиной» мало кто не задавался про себя этаким вопросом: будем ли мы также работать и на стороне, в свой карман? Теперь, когда все позади, совершенно ясно, что такого и быть не могло. Но тогда…. Ведь чистоту отряда, наверное, каждый нет-нет, да ставил порой тогда под сомнение: вправду этот «Гайдар» коммунистический или у него только одно такое название? Поэтому позиция командира имела тут огромное значение. Он был строг и добр одновременно. Он порой нещадно ругал нас за малейшие недостатки (например, за неаккуратно висящее на спинке кровати полотенце), но, беседуя с ребятами, с улыбкой признавался, что»коллектив у нас, ребята, хороший. Ребята все хорошие. Я такого отряда нигде и никогда еще не встречал». Никто не ходил у него в любимчиках. Как-то в воскресенье под вечер во дворе общежития, где жил отряд. я играл с Мишей в настольный теннис. Командир «общелкивал» меня шутя я проигрывал. А тут еще вокруг нас крутился пацаненок и все время приставал: «Дядь, дай поиграть… Ну, дядь, ну дай поиграть…» Мы ему: «Погоди, сейчас партию закончим и поиграешь», но он не отходил. Наконец, я не выдержал: «Ты меня не донимай! Ты что, не можешь пару минут спокойно подождать?». А Миша: «Дим, ты что на него кричишь? Он же ребенок, еще не все понимает». Мне стало стыдно. А командир подозвал к себе мальчугана, ласково расспросил его, кто он да откуда, и отдал ему свою ракетку… - «Вот, играй вместо меня». Было и так. Один парень мне сказал: «Ты что, думаешь я ради коммунистических идеалов пошел в «Гайдар»? А недавно по нашему общежитию собирали людей: срочно нужно было помочь овощебазе, иначе от заморозков пропало бы очень много капусты. И вот этот «отвергатель коммунистических идеалов», несмотря на то, что сейчас ему вообще запрещена всякая физическая работа, не защелкнул втихомолку двери комнаты изнутри, а поехал на базу. Что конкретно мы сделали? Работая на Таганрогском комбайновом заводе, отряд освоил 90 тысяч рублей капиталовложений, тем самым выполнив свой напряженный план. Обязательства по освоению были главным ориентиром в нашей работе на заводе. Были построены фундаменты под галтовочный барабан, автоматическую линию и почти закончен фундамент под новый цех. Был отремонтирован (заменены шпалы) довольно большой участок железнодорожный путей на заводе. Кроме того, было сделано еще огромное множество всяких мелких дел. В Парке Культуры и отдыха им. М. Горького отряд благоустроил детский городок и начал строительство помещения для игротеки. Наша агитбригада несколько раз выступала перед рабочими и учащимися, а члены лекторской группы прочитали несколько лекций. Словом, мы успели сделать много хорошего. Рассказывая об отряде, мне хотелось бы в первую очередь дать отпор всяческим мещанским измышлениям о нас, и вы это, видимо, уже почувствовали, а, во-вторых, смять с нас и лишние «белила» - то есть то, что нам приписали в целях пропаганды движения КССО (думая, что это пойдет на пользу делу). Типичный пример: в комсомольской характеристике, выданной нашему отряду, записано: «Отряд стал победителем городского фестиваля студенческих отрядов». В то время, как на само деле мы победили лишь в конкурсе агитбригад, но проиграли почти все спортивные состязания. Или: «… местом работы отряд избрал Таганрогский комбайновый завод». Мы ничего не избирали. Нас послала партия, и мы ответили «Есть» - только и всего. Вот и все, что я хотел сказать вам об отряде. Буду очень рад, если следующим летом встречу вас в рядах гайдаровцев. Д.Ничипурович, студент группы А-148
Самая-самая (не фельетон) Людмиле Федоровой «Так надо же хоть немного разбираться в людях!» (т/ф «Сержант милиции»)
Расскажу о настоящей самой-самой... Дело было в году этак 1985-м (примерно). Поехал я в Москву с целью. восстановиться на учебу в институте, причем - желательно, сразу на второй курс. Имел на это право, так как до того учился в Таганроге, в ТРТИ, но немного недоучился - ушел с пятого курса по личным обстоятельствам. И вот, лет через десять, решил все же попытаться «добить» до конца свое высшее образование. К тому же, захватила новая идея - стать архитектором. Но проблема была в том, что архитектуре заочно не учат, ну а очно учиться - мне уже не до того было. Поэтому нашел редкую специальность - «Городское строительство», которая, хоть и инженерная, но ближе всех других к архитектуре. Однако, заочно выучится ей, как оказалось, можно только в Москве. Вот поэтому и поехал в Москву. Приезжаю. Прихожу в институт, объясняю, что хочу восстановиться на учебу... А мне говорят в деканате: «А почему Вы решили учиться именно в Москве?». Объясняю, почему. Но это объяснение никого не убеждает, и, в итоге, мне отказывают. Говорят: «Езжайте в Ростов -на- Дону - это Ваш регион, вот там и учитесь». «Но там нет такой специальности».- говорю. «Неважно, как-нибудь выучитесь». Вот и весь разговор. Обидно стало: ехал-ехал, мечтал- мечтал, и - сразу от ворот поворот. Причем, сугубо бюрократический. Ну, что делать? И тогда я решил: запишусь на прием к министру образования. Благо, я в Москве, а Министерство - оно тоже в Москве, значит могу пойти прямо в Министерство. Записался. Прихожу в назначенное время. Поднимаюсь на нужный этаж, иду пустым коридором, стучу робко в пронумерованную дверь... И вот дверь открывается... И на пороге появляется пожилая скромная женщина - на вид, ни дать - ни взять, обыкновенная сельская учительница. Неброская одежда, шаль на плечах, волосы по-простому зачесаны назад..... - Я к министру, - говорю. - Министра сегодня нет. Но я - его заместитель. Вы по какому вопросу? Тут я начал было горячо и сбивчиво, и во всех деталях, ей объяснять, в чем дело.. А она молча и внимательно стала слушать. Но это продлилось совсем недолго: не прошло и минуты, как она мягко оборвала меня и сказала: - Ну, хорошо-хорошо. Я все поняла. Не надо больше ничего говорить. У меня сердце упало. «Ну, все - думаю, - конец. И слушать не желает. Сейчас тоже откажет». И я с новым жаром пустился в страстные объяснения... Она слегка улыбнулась. Снова ласково пресекла мои словоизлияния плавным жестом. - Молодой человек, я же Вам сказала уже, что я все уже поняла. Или Вы думаете, что я совсем не вижу, с кем я разговариваю? - Я действительно хочу учиться - сказал я. - Не сомневаюсь. И вот что: идите сейчас спокойно домой, а завтра придете прямо к ректору в приемную. И там Вам выдадут все документы, что Вы зачислены на второй курс. Я все еще мялся - все еще не верил, что все так просто разрешилось. Тут она и вовсе заговорила со мной столь сердечно и доверительно, будто не 5 минут назад впервые увидела меня, а знает меня всю жизнь. - Слушайте, - говорит. и улыбается - ректор этого института - мой старый хороший знакомый. Я ему сегодня же позвоню, и он все сделает, как надо. Так что даже не сомневайтесь: считайте, что Вы уже приняты. Идите спокойно домой. - Но... - Я Вам говорю! - Спасибо Вам... - Не стоит. Учитесь на здоровье. Всего доброго. И она снова скрылась за дверьми своего кабинета. На следующий день все произошло так, как она и сказала: мне без всяких проволочек выдали документы о зачислении на второй курс по специальности «Городское строительство». Эту встречу с учительницей-министром я вспоминаю, как одно из самых светлых встреч в моей жизни. Жаль лишь, что она была так коротка! Никогда не забуду Тебя, прекрасная - чуткая, мудрая, добрая, справедливая - покровительница моя. И только Тобой буду мерить всех остальных «самых-самых»... Дм. ничипурович 13.01.2021
|